Примерное время чтения: 7 минут
1176

Бунт строгого режима: что случилось в Копейской колонии?

Москва, 25 ноября – АиФ-Москва. Следственный комитет РФ сообщил, что правоохранительные органы начали проверку по факту бунта, начавшегося накануне вечером в исправительной колонии № 6 города Копейска. По свидетельству очевидцев, в исправительном учреждении в Челябинской области в течение всего воскресенья продолжается противостояние осужденных с властями. Снаружи, у ворот, развития ситуации ожидают обеспокоенные родственники заключенных.

По словам родных, условия содержания в колонии кошмарны; время от времени осужденные кончают с собой из-за насилия, в том числе и сексуального, которому систематически подвергаются. Что же касается сотрудников ФСИН, то они уверяют общественность и журналистов, что обстановка в учреждении достаточно спокойна и «всё под контролем».

В Копейске заявлениям полицейских не верят. По городу ходят слухи, что некоторым из заключенных удалось бежать, а из колонии в морги вывозят трупы. Тем временем по социальным сетям расходится видео, на котором родственники бунтовщиков и правозащитники рассказывают, как ночью их у входа в колонию, без всякой видимой причины, избили сотрудники ОМОНа.

Было и стало

О том, что в колонии строго режима № 6 произошел бунт, стало известно поздним вечером в субботу. По данным правозащитников, около трехсот осужденных, выйдя из помещений учреждения на улицу, несмотря на морозы, отказались заходить внутрь. Они захватили вышку и вывесили на ней плакат с надписью «Люди, помогите!». Были и другие плакаты, в том числе и начертанные красными буквами на простынях; кто-то из родственников заключенных сообщил, что эти надписи арестанты сделали собственной кровью.

В ответ администрация колонии заявила, что причиной произошедшего стали требования заключенных смягчить режим содержания и отпустить из ШИЗО, то есть штрафного изолятора, посаженную туда накануне группу осужденных, среди которых находится и некий криминальный авторитет. Представители руководства учреждения пообещали не брать вышку штурмом и не применять против арестантов силу.

По прошествии ночи, согласно заявлению руководителя пресс-службы ГУ ФСИН России по Челябинской области Ивана Мишанина, мало что изменилось. «Ситуация такая же, что и вчера. Порядка 250 заключенных проводят, как они сами называют, акцию протеста. Они находятся в коридоре, сменяя друг друга, кто-то уходит, другие остаются, иногда кто-то крикнет, кто-то свистнет. Требование у них одно – вывести из штрафного изолятора злостного нарушителя режима, что незаконно», – рассказал журналистам Мишанин.

При этом он опять же подчеркнул, что обстановка в учреждении контролируема, никаких погромов нет, и правоохранители не применяют к бунтующим спецсредств. Тем не менее, исполнять незаконное, по его словам, требование об освобождении товарищей из штрафного изолятора – никто не намерен. А других требований у заключенных нет.

А может, дело не в ШИЗО?

Однако родственники заключенных и представители правозащитных организаций настоящей причиной бунта называют совсем другое. По заверению представителей информационно-правового центра «Русский вердикт» и близких арестантов, на этот радикальный шаг осужденных толкнули пытки, насилие и издевательства, которым они систематически подвергаются. «Колония, конечно, проблемная, мы там бываем чаще, чем где-нибудь еще», – рассказала журналистам местного информ-агентства «Большой город» правозащитница, сопредседатель Челябинского регионального отделения движения «Солидарность» Валерия Приходкина.

Именно по причине насилия, в том числе и сексуального, по неофициальным данным, среди заключенных ИК № 6 время от времени происходят случаи суицида. «Если приезжаешь на зону, а заключенные молчат или говорят, что у них все хорошо, – верить, что там пионерский лагерь, не стоит. Рассказывать начинают только в одном случае: если терпеть больше нет сил и хуже уже быть не может. В Копейске, видимо, так и было, – считает Приходкина. – Да, в этой колонии сидят в основном те, кто «по строгому режиму» и не в первый раз. Но наше государство само признает, что 30 % заключенных в тюрьме находятся незаслуженно, а на самом деле их еще больше… Их суд приговорил к лишению свободы. К рабскому труду, унижениям, к круглосуточным избиениям и пыточным условиям их не приговаривали. Нет такого закона», – подытоживает правозащитница.

Бунт в копейской колонии: заключённые рисовали плакаты собственной кровью >>

Серьезные претензии к сотрудникам и руководству колонии есть и у родственников осужденных. Валентина Приходкина также озвучила их в ходе разговора с журналистами: «Выбивают деньги из родственников.  Для колонии, для себя – не знаю. У нас же идет реформа, колонии должны быть оборудованы по европейским стандартам. А денег нет. Вот родные и покупают вещи — от вентиляторов до игровых приставок. Хочешь УДО? Ищи деньги. Хочешь, чтобы твой сын или муж был в порядке, чтобы его не лупили там? Ищи деньги…»

«Правозащитница? Лежи и молчи, пока еще не получила»

Еще одна представительница правозащитного движения – сотрудница «Русского вердикта» и координатор проекта Gulagu.net Оксана Труфанова пока оказалась единственной из «неофициальных лиц», кому было позволено пройти в колонию. Именно Оксана является и главным источником неофициальной информации о происходящем. Она рассказала журналистам Первого областного челябинского канала о том, как в ночь с субботы на воскресенье ОМОН решил силой разогнать людей, собравшихся у ворот колонии. В основном это были близкие осужденных, которые надеялись узнать подробности о происходящем.

«Я ждала, что сейчас мне позвонит Бабин, и я пойду туда (в колонию), потому что он мне обещал, – рассказывает Труфанова. – Это зам уполномоченного по правам человека. Что он меня заведет внутрь сейчас. В итоге он мне не отзванивается; я решила подойти поближе, чтобы он позвонил и я быстренько зашла. Я не успела сделать двух шагов – ОМОН закричал: «Побежали!» Они побежали, мы растерялись,.. не было никакой толпы, они просто на людей стали набрасываться с дубинками!.. я побежала, и мне сзади пришелся удар дубинкой по голове. Я упала, видите – у меня все колени, все ноги в грязи». Далее, по словам Оксаны, к ней подбежал омоновец с дубинкой, и сказал ей: «Ты правозащитница? Тогда лежи и молчи, пока еще не получила. Мне, говорит, всё равно, какого ты помощник депутата и какой правозащитный центр ты представляешь».

Слова Труфановой о насильственных действиях ОМОНа против родственников заключенных и даже просто случайных людей, в числе которых были и дети, подтверждают и другие участники и очевидцы произошедшего.

ОМОНу досталось, но «ничего не было»

К вечеру воскресенья появились и официальные данные по поводу беспорядков, произошедших ночью у ворот ИК № 6. Пресс-служба Главного управления Министерства внутренних дел по региону сообщила, что за нарушение общественного порядка возле колонии полиция задержала 38 человек. По версии МВД, собравшиеся у ворот родственники разошлись самостоятельно. Остались только нетрезвые молодые люди, которые «пытались нарушить общественный порядок, громко выражались нецензурной бранью».

Любопытно, что вместе с этим ведомство сообщает, что при пресечении административных правонарушений пострадали восемь сотрудников ОМОНа. В то же время, представители МВД заявляют, что «размещенная в ряде СМИ информация об избиении граждан сотрудниками ОМОН ГУ МВД России по Челябинской области не соответствует действительности».

По словам Оксаны Труфановой, за воскресный день против полицейских было подано минимум пять заявлений. Сама правозащитница также подтвердила, что «подала заявление с требованием привлечь полицейских по статье 286 УК «Превышение служебных полномочий». На самом же деле, – утверждает Оксана, – пострадавших было отнюдь не пятеро, а куда больше. «Я знаю, что одна девушка, убегая от ОМОНа, сломала себе ногу, также крепко досталось 14 -летнему подростку», – рассказала Труфанова. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (8)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах