Защита бывшей владелицы строительной компании «Интеко» и супруги экс-мэра Москвы Елены Батуриной обвинила российские правоохранительные органы в нарушении закона.
15 ноября в ходе допроса мужа Батуриной Юрия Лужкова по делу о хищениях в «Банке Москвы» (бизнес-вумен проходит по этому делу в качестве свидетеля) бывшему градоначальнику была передана повестка с вызовом на допрос в следственный департамент МВД, выписанная на имя Батуриной, которая в настоящее время находится за границей. Все предыдущие вызовы на допрос, отправленные по ее московскому адресу, она проигнорировала. Выслать же повестку Батуриной за рубеж следователи не могут, так как не знают, по какому именно адресу она находится. Заявлений же Лужкова о том, что она живет в Лондоне, для того, чтобы сформулировать запрос в Великобританию, недостаточно.
По словам адвокатов, вручив повестку Лужкову, а не Батуриной, следователи нарушили статью 456 УПК, регламентирующую порядок вызова свидетелей, находящихся за пределами территории РФ. Она ссылается на статью 453-ю УПК, согласно которой «запрос о производстве процессуальных действий направляется через Верховный суд РФ, Министерство юстиции, МВД, ФСКН или Генеральную прокуратуру», - пишет «Коммерсант».
В МВД же говорят, что понимают желание защиты воспользоваться 453-й статьей, поскольку она гарантирует лицу, явившемуся по вызову, 15-дневный иммунитет от предъявления обвинения, задержания и избрания меры пресечения, позволяя свободно покинуть Россию.
Как пишет издание, допрос бизнес-вумен запланирован на середину декабря. Впрочем, учитывая то, что три предыдущие вызова на допрос (25 февраля, 4 марта и 8 апреля) она игнорировала, то вряд ли прибудет в Москву на этот раз. Тем более что, как сообщал в начале ноября в одном из своих интервью Юрий Лужков, он запретил ей приезжать в Россию, поскольку у него нет уверенности в том, что она сможет вернуться из нее обратно. По словам мэра, для него и их детей это стало бы большой трагедией.
Напомним, делом «Банка Москвы» правоохранительные органы заинтересовались вскоре после отставки Лужкова осенью 2011 года. По данным следствия, летом 2009 года правительство Москвы выкупило у банка пакет акций на сумму 15 миллиардов рублей. Впоследствии большая часть этих денег – почти 13 миллиардов - были предоставлены в качестве кредита компании «Премьер-Эстейт», которая в реальности никакой деятельности не вела. Под залог кредита она предоставила земли на западе Москвы, принадлежащие «Интеко». При этом сам земельный участок не покрывал выданной суммы, о чем топ-менеджерам банка было хорошо известно. Сама же гигантская сумма оказалась на счетах Батуриной, которая вскоре после скандального снятия мужа с должности перебралась в Лондон.
В настоящее время в хищении средств обвиняются бывший президент «Банка Москвы» Андрей Бородин, который ныне также укрывается в Лондоне, и его заместитель Дмитрий Акулинин. Оба заочно арестованы и объявлены в международный розыск. По версии следствия, Батурина вела переговоры с «Банком Москвы» о получении кредита и разговаривала на эту тему с обвиняемыми по этому делу учредителем «Премьер Эстейт» Борисом Шемякиным и гендиректором компании Светланой Тимониной.
Как заявили в следственном департаменте МВД, «если господа Лужков и Батурина считают себя невиновными, то они заинтересованы в сотрудничестве со следствием. При этом пока мы не утверждаем, что Елена Батурина однозначно в чем-то виновна, иначе бы ей уже предъявили обвинение и объявили в розыск».
В ведомстве считают, что жена Лужкова напрасно прячется от следствия. «Она должна понять, что сбор доказательств по этому делу, в том числе с участием других свидетелей, продолжается, и не исключено, что свою позицию в статусе свидетеля она может просто не успеть изложить».