Аркадиуш Протасюк – польский пилот, который управлял разбившемся 10 апреля под Смоленском Ту-154, отлично знал как русский язык, так аэропорт «Северный» в, на который он был должен посадить самолет с президентом Польши Лехом Качиньским. Таким образом, заявление диспетчеров полетов из Смоленска о том, что польский летчик не понял русского языка, когда те советовали ему из-за сложных метеоусловий приземлиться на другом аэродроме, выглядит неубедительным. Об этом заявили сослуживцы Аркадиуша Протасюка в интервью польской «Gazeta wyborcza».
Как рассказал один из пилотов Ту-154 полковник Бартош Строиньский, его коллега капитан 36-го спецполка ВВС Польши Протасюк отлично знал русский язык. Более того, только за три дня до катастрофы Строиньский и Протасюк уже управляли самолетом, летевшим до Смоленска. Тогда на его борту находился премьер-министр Польши Дональд Туск, который встречался в Катыни с российским коллегой Владимиром Путиным
«Арек замечательно говорил по-русски. Он в совершенстве вел переписку как по-польски, так и по-русски, и по-английски. 7 апреля, когда мы туда летали, никаких замечаний не было», - рассказал Строиньский.
Заместитель командира полка подполковник Гжегож Кулаковский также подтвердил, что капитан Протасюк отвечал всем необходимым требованиям, и мог лететь в Смоленск с президентом Польши 10 апреля.
Напомним, ранее в польской и российской печати появились сообщения о том, что переговоры между диспетчером смоленского аэропорта и пилотами самолета президента Польши велись на русском языке.
► Разговор пилотов самолёта Леха Качиньского перед катастрофой →
Польский правительственный самолет Ту-154 с президентом Польши, его супругой и рядом официальных лиц, которые составляли правящую элиту Польши, разбился под Смоленском в субботу утром. Глава государства летел в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях, посвященных 70-й годовщине расстрела органами НКВД польских военнопленных офицеров. На борту лайнера находились 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Все они погибли. На сегодняшний день опознаны тела уже 45 погибших.
Сегодня в президентском дворце в Варшаве начнется всенародное прощание с Лехом и Марией Качиньскими. Гроб с телом супруги, которую опознали по обручальному кольцу только минувшим днем, должны доставить в польскую столицу сегодня утром. Гроб с телом Леха Качиньского был привезен в Варшаву еще в воскресенье. Дата похорон президентской четы пока еще не определена. Возможно, это будет суббота, 17 апреля. В этот день на площади Пилсудского в Варшаве может пройти прощальная траурная церемония памяти жертв авиакатастрофы под Смоленском.
Тем временем в Москву продолжают прибывать родственники погибших в авиакатастрофе для участия в процедуре их опознания. Столичное правительство взяло на себя все расходы за проживание, питание и ритуальные услуги. Также минувшим днем началось строительство дороги, по которой должны быть вывезены обломки рухнувшего самолета, так как из-за болотистой почвы в районе трагедии иным образом их вывезти просто невозможно. Строительные работы продолжатся еще несколько дней. Об этом сообщил представитель администрации Смоленской области.
К настоящему времени «черные ящики» лайнера доставлены в специальную лабораторию Межгосударственного авиационного комитета, где уже в ближайшие дни должна быть установлена причина авиакатастрофы. Впрочем, и без их данных большинство экспертов и наблюдателей сходятся во мнении, что в крушении самолета, по всей вероятности, виноват экипаж. Он кружил над аэродромом, и долгое время отказывался уйти на запасные аэродромы в Минск, Витебск или Москву, от которой до Катыни чуть более 400 километров. Невозможность приземления в аэропорту Смоленска была вызвана тем, что в это время из-за густого тумана над ним была плохая видимость. В момент посадки самолета она составляла всего 100–150 метров. Тем не менее, экипаж все равно принял решение вести лайнер на посадку. В итоге воздушное судно зацепилось за верхушки деревьев и рухнуло в окрестностях аэродрома.
Читайте по теме:
Президент Польши повторил трагическую судьбу одного из своих предшественников
Генпрокуратура Польши не нашла доказательств, что на пилота Качиньского оказывали давление