Медицинский обозреватель Татьяна Рессина о том, что в России опять вошла в моду благотворительность.
Вроде бы полезное дело – благотворительность, но от него почему-то грустно. Вот такая необъяснимая грусть охватила меня на последней акции крупного магазина мебели. Эта компания уже много лет отчисляет по 40 рублей с каждой проданной мягкой игрушки в пользу детей-инвалидов с ограниченными возможностями или оказавшимися в непростых жизненных ситуациях. Акция мощная, если учесть, что в период с 2003 года для поддержки таких российских детей было перечислено более 100 миллионов рублей. Так откуда же взялась эта противоречивая грусть, а еще – явное чувство неудовлетворенности?
Понимание пришло случайно. Мальчугану – участнику действа – дарили мягкую игрушку. Выдвинули большой ящик и стали предлагать ему на выбор любую. Он их все перебрал. Никак не мог выбрать. И меня вдруг осенило – а мальчик-то не понимает сути происходящего, взрослые не посвятили его в свои дела, не сделали своим единомышленником. ПОТОМУ ЧТО НЕ ОБЪЯСНИЛИ!
Для него это по-прежнему всего лишь игрушки. А все потому, что не были сказаны простые и очень важные слова. И не только для него. Всем маленьким покупателям, которые в период акции выбрали эту особенную игрушку, должны быть сказаны особенные слова, что это, дескать, не простая игрушка, покупая ее, ты сделал доброе дело – помог больному мальчику (или девочке), и эта игрушка будет всегда напоминать тебе, какой ты добрый. Нечто подобное должны бы произнести и продавец, и родители, и самое главное – должна сказать сама игрушка!
Каждая купленная игрушка должна сказать деткам, для чего ее сделали, чтобы всякий раз, глядя на нее, ребенок вспоминал о добром поступке, который он совершил, пусть пока из маминого кошелька. Как об этом скажет игрушка, всегда можно придумать. Можно, например, прикрепить открытку со словами «Дорогой друг, ты совершил доброе дело и я, твой мишка (зайка, слоник, мышка…) сегодня напоминаю тебе об этом – какой ты добрый!».
Ничего подобного ни в одной благотворительной акции я пока еще не наблюдала.
Затеяли вроде бы все для детей, а играют в эту игру взрослые...
Пропаганда добра – а что это такое? Вопрос резонный. Потому что, с одной стороны, он вроде бы понятен, а с другой стороны – он у нас теперь не в ходу. Забыли мы о пропаганде добра. Вообще в последнее время у нас случился страшный перекос – мы в основном критикуем зло, а о добре практически не говорим. Не ЗЛОбодневно у нас это теперь, и уже давно. Даже штампы газетные это подтверждают – «на злобу дня». Каково? Но ведь повторяя многократно и по много раз в день о злых и бесчестных дядях, мы косвенно рекламируем их. Мы выводим зло за ручку на широкий проспект, а добро у нас где-то там, на задворках, пробирается в одиночку по кривым закоулкам силами энтузиастов.
Нам нужны такие массовые движения, как, например, покупка мягкой игрушки в помощь ребенку. Кому-то из детей-инвалидов это поможет выжить. Это так. Но в большей степени эта игрушка нужна для того, чтобы всех детей сделать чуточку добрее. Оттого и грустно, что этот акцент благотворители не делают.
Вот что интересно – все эти акции в большинстве случаев затевают крупные супермаркеты, предприятия быстрого питания, фирмы по производству и продаже бытовой техники, профессионального оборудования – в общем, по большому счету торговля. А из-за ее спины явственно проглядывает Детский фонд ООН ЮНИСЕФ. Я не знаю их внутреннюю кухню, какими такими аргументами ООН убеждает организации заниматься благотворительностью. Но если уж помогает нам ЮНИСЕФ, будоражит общество, то почему не воспользоваться этим, не довести до логического конца благотворительность. До той заветной мечты, которую лелеет каждая просвещенная страна – жить по законам добра. Ответственность за ребенка, безусловно, дело индивидуальное. Даже наши предки давным-давно заметили, что у семи нянек дитя без глазу. Именно родители должны отвечать за здоровье и сохранность жизни детей. А воспитание – это уже дело коллективное. ДЕТЕЙ ДОЛЖНА ВОСПИТЫВАТЬ ВСЯ СТРАНА. Благотворительные акции – прекрасный воспитательный момент. Только не надо его упускать…
Я обеими руками голосую за благотворительные акции. Но творить добро и жить по принципам добра – это все-таки разные вещи. Разовые акции по сбору денег для нуждающихся – это хладнокровная благотворительность взрослых. Она очень нужна – спору нет. В ней нуждаются все общества. Но она все-таки разовая. Как ни повторяй ее многократно – так разовой и останется.
Другие статьи Татьяны Рессиной читайте на сайте Прививка Татьяны Рессиной.