Главная цель празднования — повысить осведомлённость населения в вопросах профилактики заболеваний голосового аппарата, привлечение внимания к оценке состояния голоса и призыв к отказу от вредных привычек.
«Для певца — это самый страшный сон, когда пропадает голос, — говорит певица Валерия. — Даже когда я понимаю, что это на несколько дней и что это рано или поздно пройдёт — если нет голоса, свет белый не мил. Кажется, что жизнь закончилась, когда ты не можешь говорить, а тем более, когда ты не можешь петь. Поэтому я берегу свой голос. Слава богу, у меня не было никогда глобальных проблем с голосовыми связками. Потому что я их правильно эксплуатирую и веду правильный образ жизни.
Я не верю во всякие средства, типа, выпил сырое яйцо и заголосил. Но следую простым рекомендациям. Голосовые связки — это те же самые мышцы, которые нуждаются в тренировках. Поэтому всем рекомендую ежедневные вокальные упражнения, дыхательную гимнастику. Как и организму в целом связкам нужно восстанавливаться. Поэтому перед серьёзными нагрузками дайте им отдохнуть. Помолчите. Если человек курит, наивно полагать, что его голос будет всю жизнь звучать хорошо».
Специалисты рекомендуют проветривать и увлажнять помещения, чтобы воздух не был пересушенным. А также начинать лечение при первых симптомах заболевания и доводить его до конца. Избегать длительных разговоров в пыльных помещениях, на холоде и шумных местах.
Обзор Совета экспертов «Сила голоса: искусство владения. Во весь голос о важном!»
«В корне неверно считать, что хороший здоровый голос нужен только профессионалам, — утверждает Екатерина Осипенко, врач-фониатр, кандидат наук, фониатр музыкальных проектов на ТВ. — Голос нужен всем. Им работают не только певцы и актёры, но и менеджеры, продавцы, сотрудники кол-центров. Голос — это социально-бытовая функция. Без неё мы не сможем жить в социуме. Поэтому заботиться о нём нужно любому человеку с самого рождения. Если вы хотите иметь здоровый голос, нужно чтобы все системы организма были здоровы. Здоровый голос возможен только в здоровом теле! Если у вас есть проблемы с эндокринной системой, щитовидкой, сахарный диабет, проблемы по женской части, не будет у вас здорового голоса.
Наш голос — это носитель информации. По нему мы можем определить, даже не видя собеседника: пол человека, примерный возраст, в каком он настроении, насколько он здоров или не здоров.
Когда я начинала преподавать на кафедре академического пения и оперной подготовки Московского государственного института музыки им. А. Шнитке, существовал возрастной ценз — мальчики могли начинать петь с 21 года, девочки с18 лет. Потом возрастной ценз снизился до 16 лет. В 4 года у ребёнка ещё не поставлена речь, а ему уже навязывают английский язык или отдают на пение. Чтобы ребёнок мог правильно петь, у него должны сформироваться лобные доли. А они у него формируются в районе 9 лет.
Поэтому при всём своём желании он не может научиться петь в столь раннем возрасте. В конечном итоге ребёнок с охриплостью идёт по жизни — после сада в школу, затем в вуз. И эту охриплость никто из родителей не слышит. Некоторые родители даже восхищаются ею и говорят: «Какой чудесный взрослый голос у моего ребенка!» Девочке 7 лет, а она поёт, как Любовь Успенская. Или одна пациентка пришла ко мне и начала хвастаться: «Моя дочь поёт голосом Григория Лепса». Представляете!
Я это к тому, что уже в детском возрасте формируется гортанная патология. Сегодня эти патологии мы диагностируем в большом количестве. Ещё лет 5 назад при поступлении в творческие вузы требовали справки от фониатра. Сейчас они не являются обязательными. А жаль.
Каким бы невероятным художественным словом ни обладал человек, если у него ангина, и он потерял голос, какая разница, каким словом он обладает — если он не может сказать ни слова.
Голосовая нагрузка более 20 часов в неделю является чрезмерной и превышающей установленные нормы. Если вы являетесь представителем голосоречевой профессии, то вам раз в полгода надо обращаться к отоларингологу, чтобы не прозевать голосовую патологию".
«Станиславский сказал: «Познаешь свой голос — познаешь самого себя». Мне кажется, это очень правильные слова, — говорит доцент кафедры сценической речи ВГИК Андрей Рогожин. — Работая со студентами, особенно с первокурсниками, занимаясь с ними развитием и «воспитанием» голоса, я вижу, что они приходят к нам со всевозможными зажимами, психологическими и физическими. И, по сути, своим природным голосом не владеют. Они владеют голосом приобретённым. В процессе этой работы к концу, может быть, первого года обучения не все, а 15% студентов начинают звучать немножко по-другому. Они открывают для себя «странный», пугающий их природный голос. Но таким образом они познают себя.
Вообще, у человека существует 2 голоса — вокальный и речевой. Вокальный очень редко совпадает с речевым и, наоборот. По этой же аналогии у человека есть 2 слуха. У меня были студенты, которые заканчивали консерваторию и обладали прекрасным музыкальным слухом, но у них совершенно отсутствовал речевой слух. Как это ни удивительно, но в речи больше нюансов, чем в вокале. Музыку можно записать нотными знаками, а как записать речь? Только слушать.
Я своим студентам на первом курсе говорю, что мы единственные на земле животные, которые умеют складывать звуки в слова и передавать таким образом информацию. Каждое слово — это сгусток энергии. Поэтому работники голосоречевых профессий обязаны заниматься своим голосом, беречь его.
Что такое сила голоса? Это же не то, что человек умеет громко говорить, кричать или шептать. Сила голоса — это прежде всего его выносливость, сколько он может выдержать. В 94-м году немецкий режиссёр Питер Штайн поставил спектакль «Орестея» в Театре Российской армии. Спектакль шёл 6 часов. Актёры в течение всего действа почти не покидали сцену. Я удивился: как же артисты, у которых тогда, в 90-е, не было микрофонов, петличек, это выдерживают?! Вот это и есть сила голоса! Умение владеть им!
У каждого свои рецепты сохранения и снятия напряжения с голосовых связок. Я пользуюсь одним из рецептов Шаляпина — антоновские яблоки заварить в кипятке и пить этот отвар. Если чувствую, что заболеваю, а завтра нужно играть спектакль, я люблю парить ноги. Очень важно не надрываться и беречь голос".