Актриса Лика Рулла (мюзиклы «Чикаго», «Монте-Кристо», «Анна Каренина», «Золушка» и др.), художественный руководитель курса «Артист мюзикла» в ГИТИСе, в интервью АиФ.ru — о том, бывают ли необучаемые люди, зачем она участвовала в проекте «Голос», какие ошибки совершали участники «Фабрики звёзд» и как сохранить хорошую вокальную форму.
— Во время слепых прослушиваний на шестом сезоне проекта «Голос» никто из наставников к вам не повернулся. Градский объяснил это тем, что «вы слишком опытная». «Когда человек опытен, он недвижим», — заявил наставник. Насколько это справедливо? Ведь вы сами ведёте курс в ГИТИСе. Опытного актера действительно нельзя ничему научить?
— Можно. Но для этого должно быть желание. Учиться никогда не поздно. Мы на протяжении всей своей жизни можем меняться, и эта работа над собой очень важна в нашей профессии. Если ты не будешь двигаться, голос у тебя будет одинаковым во всех проектах. Больше всего в жизни я боюсь упереться в «потолок» и дальше уже ничему не научиться, ничего не принять, закостенеть. Развитие идет через изменение, через выход из зоны комфорта. Работа с детьми тоже мне помогает: с ними я многое для себя открываю. Иногда профессионализм выглядит как глупость, когда человек полностью уверен в том, что он всему обучен.
— Для чего вам нужен был «Голос»?
— Я это уже тогда сказала Дмитрию Нагиеву: чтобы выходить из зоны комфорта. Ты сам про себя часто думаешь: «Я молодец, у меня всё здорово, я стою на пьедестале». Нужно с него спускаться. Чего уж лукавить, телевидение даёт узнаваемость. А у меня есть проекты, которые нужно продвигать и развивать. У меня есть моноспектакль «Монологи о любви», где я работаю одна: пою и играю как драматическая актриса. Хочется, чтобы больше людей меня узнавали и приходили на спектакль.
— Когда Игорь Матвиенко набирал группу «Иванушки», к нему привели Игоря Сорина на прослушивание. Он прослушал и сказал: «Сразу слышно — Гнесинка, не пойдет». Он его забраковал, потому что Сорин пел поставленным академическим голосом. В своей работе вы сталкиваетесь с таким?
— Когда я набирала курс, ко мне пришла очень хорошая девочка после Гнесинки. Мы решили её немного «помять» (у нас есть такое профессиональное выражение). У неё был неплохой эстрадно-джазовый вокал, но нам хотелось убрать те приемы и стилистику, которые она в себя вобрала. Она не смогла элементарно спеть колыбельную обычным голосом, без наворотов и прикрас, которым её научили в Гнесинке. Но ничего у нас так и не получилось, мы её не взяли. Она оказалась необучаема.
— Какие ошибки чаще всего допускают начинающие певцы?
— Я мастер курса (сама не преподаю вокал): слежу за всем процессом, определяю генеральный вектор. На курсе мы отрабатываем жанр мюзикла, где должно быть совершенно иное звучание. Большая проблема состоит в том, что в нашем направлении не так много профессионалов, почти нет педагогов по вокалу в жанре мюзикла, который является универсальным (там нужны различные звукоизвлечения: от классики и эстрады до народного звучания, как в мюзикле «Зорро»). Сейчас мы ставим мюзикл «Дом Бернарды Альбы», в котором нужен своеобразный открытый звук. У меня на курсе, слава богу, есть 2 педагога, которые совмещают свою деятельность с работой в театре, то есть это практикующие люди, которые сами прошли через многие проекты.
— А с чем вам пришлось столкнуться, когда вы были педагогом по сценической речи на четвёртом сезоне «Фабрики звёзд»? Какие ошибки допускали «фабриканты»?
— Инфантилизм, постоянная лень — это какой-то бич молодого поколения. Может быть, я сейчас брюзжу, но, наблюдая за своими студентами, вижу отсутствие мотивации двигаться вперёд.
Может, в силу возраста они так размышляют: рано или поздно всё ещё будет, не надо для этого прикладывать усилия. Придёт дядя (тётя) и сделает всё за тебя. Чудес не бывает. Особенно в нашей профессии. Поэтому только кто работает, бьёт постоянно в одну точку, не останавливается, тот набирает очки и достигает чего-то. Тимати, кстати, уже на «Фабрике» был очень целеустремлённым. Несмотря на свой непростой характер, он всегда был ищущим и пытающимся чего-то узнать и чему-то научиться. Он никогда не шёл на поводу у других. Это пример молодого и мотивированного человека с непростым характером. Даже если у тебя родители богатые, они тебе помогают до поры до времени. А дальше твоя судьба в твоих руках.
— Сила и красота голоса от чего зависят?
— Сила голоса, помимо природных данных, зависит от тренировки. Связки — это мышцы, которые нужно тренировать. Важно выбрать правильное направление (своё) и найти своего педагога, который тебе не навредит, а разовьёт.
— Можете дать общие рекомендации насчет того, как не потерять голос и как его обрести, если потерял?
— Осенью 2018 года я потеряла голос и сильно испугалась. Вдруг осознала, что это мой инструмент, мой дар, моё богатство. И, если у меня его не будет, я много потеряю. До этого я как-то не очень по этому поводу беспокоилась. Мы же все в какой-то момент начинаем лениться профессионально и думать, что нас чаша сия (потеря голоса) минует. И вдруг я поняла, что те распевки, дыхательная гимнастика Стрельниковой — всё это работает.
Нет никакого специального рецепта моего личного. Никакую Америку я не открываю. Я просто стала более внимательна к себе и к дару, который мне дала природа. Организм должен быть всегда в работе, всегда в тонусе. Скажу честно, я нечасто хожу к фониатрам. Стараюсь вести здоровый образ жизни и прислушиваться к своему внутреннему голосу. Невозможно лететь куда-то на самолёте в неудобное время и, не выспавшись, прийти сразу в себя без разминки и без распевки.
Когда голос потерян, помимо ингаляций с алоэ, очень дозированных и правильных, важно, чтобы всегда можно было обратиться к своему доктору, который в любой момент может тебя принять. У меня есть такие доктора, причём в разных городах, которые помогают мне с медицинской точки зрения.
Можно пить тёплый боржоми, дышать минеральной водой через иммобилайзер. Иногда достаточно просто подышать над дымящейся картошкой, если у тебя начинается верхний трахеит. И ещё можно помолчать, отдохнуть и выспаться. В нашей сложной и насыщенной жизни не всегда мы находим время для полноценного сна. Но это нужно делать, это работает.