Наш эксперт – детский психолог Вероника Кудрявцева.
Вашему ребенку вот-вот исполнится 7 лет. Он умеет читать и считать и даже может написать несколько слов. Но уверены ли вы в том, что он и впрямь готов к учебе? Давайте проверим.
Посоветуйтесь с психологом
Учеба в школе – серьезная физическая нагрузка. Поэтому обходить врачей перед школой обязаны все будущие первоклашки. Если выявятся какие-то нарушения, надо будет выработать программу по их коррекции. Но если физическую готовность к школе проверить легко, то определиться с готовностью психологической не так просто.
Если маму беспокоит поведение ребенка (неусидчивость, агрессивность или, наоборот, заторможенность, апатичность), лучше заранее обратиться к детскому психологу в специализированный центр. Не стоит закрывать глаза на некоторые отклонения в поведении малыша. Увы, чаще всего эти странности вызваны не гениальностью ребенка, как родителям хотелось бы, а особенностями (или даже нарушениями) психики, а то и банальной педагогической запущенностью. Но, если обратиться к специалисту вовремя, многие проблемы можно скорректировать. И, наоборот, если упустить момент, то последствия могут быть крайне серьезными.
В первую очередь надо показывать психологу детей, имеющих неврологические проблемы. Не нужно думать, что ребенку обязательно выпишут сильнодействующие психотропы. Чаще всего бывает достаточно применения психологических приемов, занятий с дефектологом, выполнения под руководством родителей специальных заданий и приема банальных витаминов.
Пора зрелости
Даже если малыш знает больше своих сверстников, еще не факт, что он созрел для ученичества. Ведь помимо интеллектуальной готовности к обучению психологи выделяют еще и личностную готовность. Чтобы ее определить, можно, например, предложить малышу послушать интересную книжку. Но, дойдя до кульминационного момента, следует остановиться и поинтересоваться, что он больше хочет: узнать, чем кончилась сказка, или поиграть в игрушки? Ребенок выбрал игрушки? Скорее всего, ему еще рано за парту.
Можно поступить и так: попросить ребенка нарисовать 3 кружочка, а затем раскрасить два из них желтым цветом и один – синим. Если малыш выполнил задание строго как просили, значит, он уже готов следовать четким указаниям учителя, и соответственно учеба не станет для него стрессом. А если он малюет по-своему, использует любые краски, мотивируя это тем, что так красивее, значит, он пока не дорос до нового этапа в своей жизни.
Еще одна важная вещь – самоконтроль. Если его еще нет, необходимо над ним работать, потому что даже интеллектуально развитый ребенок, не умеющий себя сдерживать, когда это необходимо, вряд ли добьется успехов в школе. Развить самоконтроль помогут соответствующие игры. Например, игра в вопросы и ответы. Ее правила просты: нельзя отвечать «да» и «нет» и называть слова «черное» и «белое». Взрослый может задавать любые вопросы количеством не более 10. Например, можно спросить: «Ты любишь конфеты?» (возможные варианты ответа: «обожаю», «конечно»), «Тебе уже исполнилось 7 лет?» (ответить можно: «будет через месяц» или «пока не исполнилось»). Главное, чтобы не были произнесены слова «нет» и «да». А на вопрос «Какого цвета шкура у северного медведя?» можно ответить: «цвета молока», но не «белая». В общем, задача ребенка – не поддаться на провокации и не нарушить правила игры. Игра непростая, и взрослому трудно с ней справиться. Поэтому будьте к малышу снисходительны и терпеливы. Со временем у него все получится.
Дедукция, Ватсон!
Знания, конечно, сила. И до школы родителям нужно успеть вложить в головы своим чадам довольно солидный багаж информации. Доказано же, что в первые шесть лет дети учатся больше, чем за всю остальную жизнь. А поскольку основной источник информации для малышей – это мама и папа, родителям придется потрудиться. Сегодня существует масса книг и пособий, по которым можно заниматься с дошколятами, развивая у них память, речь, мышление, воображение… Но главное – не запихнуть в головы детей как можно больше информации, а научить ее осмысливать, обобщать, делать выводы, уметь находить пространственно-временные и причинно-следственные связи.
Развить логику помогут специальные игры. Например, игра «Четвертый лишний»: ребенку предлагают четыре картинки, одна из которых – «лишняя» и которую надо убрать. Допустим, на трех картинках – банан, яблоко и груша, а на четвертой – стул. После того как ребенок уберет 1 карточку, он должен обосновать свое решение (мол, стул – это не фрукт, а мебель).
Игра «Аналогии» – сложнее. Она проверяет не просто логику, а словесно-логическое мышление. Ребенку даются три слова, два из них – в паре. К третьему слову тоже нужно придумать пару. Например, «жираф – пятна», «зебра –? (полоски)», «медведь – мед», «корова –? (трава)», «пекарь – хлеб», «художник –? (картины)», «часы – время», «градусник –? (температура)». И так – 10 пар. Если ребенок допускает не больше 2–3 ошибок – отлично! Если логика хромает, придется еще позаниматься.
Читайте еще: Сколько стоит подготовиться к выпускному в условиях кризиса 2015 года →