Примерное время чтения: 6 минут
2436

Почему важно отвечать на все вопросы, которые задают дети о сексе?

Мы продолжаем публикацию лекции сексолога Сергея Агаркова на тему детской сексуальности. Первая часть лекции была посвящена вопросу «Как рассказать детям про секс?», вторая – ситуации в семье и созданию взаимного доверия между родителями и детьми.

Сегодня речь пойдет о том, как правильно организовать сексуальное воспитание и почему важно откровенно отвечать на все вопросы детей.

Энциклопедия секса

В начале новой реальности международный фонд напечатал детскую энциклопедию секса. С точки зрения ее профессионального уровня, когда мы ее увидели и открыли, то она показала высший уровень этики, сдержанности в информации, доступности и красоты, и безопасности для ребенка. Но сама по себе идея, что детям специально выпустили детскую энциклопедию, что детей хотят сделать сексуальными, вызвала протест среди консервативных кругов населения,  и этот проект потерпел крах. Собственно говоря, это был тоже один из аргументов, который потом привел к печальному факту – запрету в 96-м году всех программ сексуального образования в школе. Всех экспериментов в этой области. Сказали, что нет специалистов, не ясно, что делать и вообще, слишком много сумасшедших в этой сфере крутится и пытаются детям свихнуть мозги. Считается, что сюда проникают зарубежные фонды, которые портят нас. И эта проблема была закрыта.

И вот на много лет дети оказались отрезанными от этого социокультурного контекста, через который прошли Западные страны. Но у них опыт подобной работы – более 30 лет, и они знают, что крайний срок, в который можно начать еще какую-то работу с ребенком – это 12 лет. Если после 12 лет начать сексуальное воспитание, то вся эта информация уже воспринимается через искаженные фильтры. В 12-летнем возрасте у быстро развивающихся девочек появляются месячные, как раз в этот момент сознание открыто для того, чтобы эту информацию воспринять. И само по себе знание, оно же не делает человека плохим, оно его не развращает, оно не создает опасность. Дети же, прослушав в 12 такой образовательный курс, в 14 не пойдут все на панель дружным строем? Наоборот, разумное отношение к здоровью, разумное отношение к контрацепции, планированию семьи, неспешность к вступлению в отношения сексуальные, но обязательное развитие дружеских отношений. Это все закладывается очень быстро. Эта программа при переходе из младшей школы в школу среднюю.

И бояться этого совершенно не стоит. Сегодня, к сожалению, для родителей нет ни одной хорошей книжки, которую они бы могли прочитать и, пользуясь этой информацией, с ребенком разговаривать. Совсем не страшно, если родитель, который побаивается открыть рот и выглядеть профаном, и быть смешным, берет просто научно-популярную книгу (в своем большинстве они – не безумны) и просто ребенку на стол подкладывает. Будет он ее читать – не будет?.. Наверняка, будет. Потому что в этот период перед ним столько внутренних вопросов, на которые нет ответа.

Даже когда речь идет о представлении такой информации или навязывании каких-то стереотипов, когда родители начинают в этом усердствовать, часто возникает со стороны ребенка отталкивание этой информации, противодействие, сопротивление. Часто родители ведут один образ жизни, и ребенок это видит. Он видит, что папа уезжает в командировки, он видит, что папе звонят какие-то женщины, он видит, что мама ночами плачет. И потом, когда отец говорит: «Ну, садись, сын, давай поговорим с тобой о жизни. Нужно любить свою жену, Родину и все остальное». Так отец лишний раз расписывается в лицемерии, и вся воспитательная работа сходит на нет. Ребенок впитывает именно стиль жизни семьи. Эти семейные ценности он воспринимает не через их вербальное озвучивание, он воспринимает их через то, к чему родители сами стремятся, чего они хотят от себя. И он присоединяется к этим семейным ценностям, чтоб чувствовать себя частью этой семейной системы.

 

Отвечать на все вопросы

 

Что касается объяснений с детьми, то можно смело сказать, что на первом этапе нужно отвечать на все вопросы, которые задают дети. Отвечать честно, ничего не скрывать и не бояться, что знание их испортит. Есть шанс, что дети будут пользоваться до некоторого времени родителями как источниками информации о половых отношениях. Тогда есть возможность проникнуть в их сознание. Если ребенок в 6-7 лет, ну, или в 8, задает вопрос о сексуальных извращениях, или спрашивает о том, кто такие геи, или правда ли, что геи так и так… И если родители при этом в ужасе - то они нулевые воспитатели. Именно в этом возрасте, когда складывается картина мира, важно вложить в ребенка толерантное отношение. Важно его не испугать, потому что если ребенок видит, что его вопросы пугают родителей, он не будет задавать их. Ему не нужен дискомфорт, он получит это из других источников.

Что касается интернета и телевидения. Я скажу, конечно, что эротические шоу не для детей, и порнография – не для детей. Это совершенно точно. Но вот любовные истории – они для детей. Сериалы с любовными чувствами безопасны. Если девочка в них включается – нет ничего абсолютно страшного. Потому что, как развить культуру отношений?! Она должна посмотреть, и задать 20 вопросов: А почему она его любит? А почему он ее не любит? А почему она обиделась? А почему он ее бросил? И вот в этот момент ответ на эти вопросы является более важной частью полового воспитания, чем знать, сколько созревает сперматозоид? Или сколько сперматозоидов во время одной эякуляции? Каков шанс забеременеть у девочки, которая вступает в 14 лет в сексуальные отношения? Это все можно узнать из консультации врачей. Но как в жизни жить, на какие ценности ориентироваться - вот об этом должны говорить родители.

К сожалению, у нас есть такая попытка. Чтоб не доверять эту важную сферу чужим людям, все вроде как должны делать родители. Но если родитель разговаривает с ребенком на сексуальные темы, особенно, если это отец с девочкой или мать с сыном, возникает еще и определенное сексуальное напряжение. Потому что взрослый человек, говоря об этом, рассказывает опыт партнерства и возникает сексуальное напряжение. Поэтому родители - плохие педагоги в смысле представления информации. Родители - единственный очень важный источник для приобретения моральных и духовных ценностей. Особенно, если это делается не декларативно, не навязчиво, очень мягко и является фильтром, чтобы весь информационный мусор, который обитает в пространстве массовой информации, разложить по полкам и указать ребенку ориентиры в жизни.

Лекцию читал Сергей Агарков, специально для «Аргументов и Фактов».

Читайте также:

Как рассказать детям про секс?

Родители - плохие источники информации о сексе

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы