Вы никогда не замечали, сколько раз за день говорите своему ребенку слово «нельзя»? Если потратить сутки и подсчитать, то любой маме станет плохо: количество запретов зашкаливает!
Справедливости ради начну с контр-примера. У меня есть подруга, которая совершенно сознательно решила воспитывать своего ребенка без этого слова, подведя под такую анархию научную базу: дескать, есть японская воспитательная метода (выращиваются по ней исключительно лидеры и герои), запрещающая что-либо запрещать (уже смешно, да) ребенку до 3 лет. Хочет есть мороженое 24 часа в сутки – пусть, хочет рисовать масляными красками на недавно поклеенных итальянских обоях – пожалуйста! На само слово «нельзя» в их доме наложено в буквальном смысле слова «табу»: при маленькой Соне «нельзя» запрещено говорить даже собаке. Иначе у младенца не выработается характера настоящего самурая! Надо сказать, что все домашние уже близки к помешательству и вряд ли дождутся Сониного трехлетия в здравом уме. Например, если ребенок бьет по голове(!) тапочком(!!) спящую бабушку (!!!) встать, забрать тапок и дать им же младенцу по его младенческой попе («нельзя» в таком случае могло бы быть самым мягким и ласковым из всех сказанных слов)…нельзя! «Нужно мягко перевести внимание ребенка на что-то другое, не вызвав у него негативных эмоций и переживаний», - поясняет Сонина мама. Взгляды, которые на нее бросают в этот момент родные, нужно видеть.
Другая крайность - постоянное «нельзя». Я честно считала, сколько раз за день говорю «нельзя» своей годовалой дочери. Оказалось…27! Нельзя грызть провод от телефона, нельзя рисовать шариковой ручкой на экране телевизора, нельзя смывать в унитаз мыло, нельзя намазывать на палец и есть мои румяна, нельзя идти через дорогу без маминой руки. Нельзя, нельзя, нельзя…. Иногда, когда слова-запрета становилось слишком много, я меняла его на синоним «не надо», но смысл-то оставался тот же! При этом я разрешаю ей много такого, от чего у ее бабушек встают волосы на голове дыбом. Мне нравится верить, что копание в различных шкафах, ящиках, коробках развивает у детей творческие способности – поэтому я спокойно наблюдаю, как дочь в десятый раз за день раз вытаскивает из шкафа все мои туфли, заботливо выкладывает их из коробок и в каждую туфлю засовывает по игрушке (чтобы максимально затруднить маме процесс уборки). Я не боюсь давать ей вилку или детский нож, которыми она уже сейчас спокойно ест. «На то, чтобы научить ребенка пользоваться опасными предметами – нужны время и силы, на то, чтобы сказать «нельзя» - всего одна секунда» - сказала мне как-то давно, когда дочери у меня не было и в помине, подруга-психолог. И только теперь до меня доходит настоящий смысл этих слов. Действительно, зачастую «нельзя» мы говорим не тогда, когда делать что-то действительно запрещено, а когда нам удобнее, проще или быстрее сказать именно одно слово. Так как поступать правильно?
Истина, как всегда, оказалась где-то посередине. «Есть два вида запретов, - объясняет психолог, кандидат медицинских наук Лидия Геворкян, - запреты безусловные, которые необходимы для того, чтобы, грубо говоря, сохранить жизнь ребенка (например, высовываться из окна, находясь на 16-м этаже, совершенно точно НЕЛЬЗЯ никогда) и запреты ситуативные. Первые – строго обязательны, выкидывать их из обихода просто ОПАСНО! Если хотите снизить количество «нельзя» в жизни ребенка, оперируйте только второй группой. Но в обоих случаях стоит объяснять ребенку, почему вы говорите своё «нельзя». А вот подход: «до года/двух/трёх разрешаем всё» на практике оказывается губительным. Потому что рано или поздно у вас возникает потребность сказать ребенку «нельзя», проявить родительскую позицию, выразить запрет, а для подросшего человека это уже само по себе – стресс, нетипичная ситуация, справляться с которой его не научили».
Психолог же советует свести к минимуму бытовые «нельзя»: вместо того, чтобы орать «стоооооп!», смотря, как чадо засовывает пальчик в электрическую розетку (диаметры, как назло, совпадают!) – один раз установить «заглушки». Вместо того, чтобы спасать расковырянные детскими руками дорогущие румяна или подметать разбитую чашку, в двадцать восьмой раз вдалбливая малышу «Н-е-л-ь-з-я было этого делать!», достаточно просто убирать действительно важные для вас предметы – подальше от детских рук и глаз.