Рассуждает Пётр Дмитриевский, семейный психолог.
Неблагодарные?
Пётр Дмитриевский: Понятие «плохое поведение» придумали взрослые. Если ребёнок ведёт себя вопреки общепринятым нормам, подвергает опасности самого себя или окружающих, просто причиняет практические неудобства (избиение сверстника, крики при одевании, разбрасывание вещей), родитель злится, потому что ему придётся разбираться с последствиями. Он что-то не успеет, ему стыдно перед другими или он боится, что с ребёнком что-то случится. Задача - постепенно обучить ребёнка социальным нормам и безопасному поведению. Но иногда ребёнок всё прекрасно понимает, но экспериментирует, проверяет границы этого мира: насколько он устойчив. Ещё причина: физическое и психологическое истощение, когда ребёнка просто «несёт» от усталости или болезни.
Юлия Борта, «АиФ»: Сегодняшние дети растут в иных социальных условиях, чем их родители. Ребёнок стал главной ценностью в семье, в него вкладывают все силы, деньги. И хотят, чтобы он отвечал взаимностью...
- Да, надежда на благодарность - очень частая ошибка родителя. Умение сопереживать другому, понимать его чувства развивается годам к двадцати. По большому счёту, только заботясь о собственных детях, человек может прочувствовать переживания своих родителей и в полной мере воздать им благодарность. Так же как и мы, приняв от родителей дар жизни, не имеем возможности в полной мере «компенсировать» им их труды, а можем лишь перенаправить этот поток любви дальше, следующим поколениям.
Мамин Авторитет
- Почему ребёнку надо по сто раз повторять, чтобы убрал вещи в шкаф, тарелки - со стола и т. д.?
- Домашние правила, как и любые другие, никогда не работают, если органы власти (родители) не вводят санкций за их нарушение. Санкции должны быть не унизительными, но достаточно неприятными, чтобы размышления о них мотивировали ребёнка на домашние дела или учёбу. Правило должно звучать максимально конкретно. «Вася должен хорошо себя вести и прилично учиться» - пример плохой формулировки. Хорошие включают предельно понятные описания количества, места, времени, например: «Вася получает в неделю не более четырёх троек». То же касается и формулировки санкций: не просто «остаётся без компьютера», а «лишается компьютера на текущие сутки до 23.59».
Чем младше ребёнок, тем менее строгие санкции будут эффективны. Если 2-летний малыш ударил сверстника на площадке, достаточно «наказать», отведя его в сторону и лишив игр в песочнице на «целых» пять минут. Отслеживание нарушений и соблюдение санкций требуют от родителей немалых усилий. Но это менее изнурительно для нервной системы членов семьи, чем бесконечные скандалы и истерики.
- А кто будет успешнее в жизни - послушные дети или бунтари?
- Если послушание основано только на страхе, если ребёнка наказывают за малейшую оплошность, то он может вырасти безынициативным человеком, главная подсознательная задача которого - не высовываться, не быть заметным, чтобы не испытать боли. Если дети слушаются не столько из-за страха, сколько из признания большей ответственности и опыта родителя, послушность не мешает предприимчивости. Такое воспитание называют не «авторитарным», а «авторитетным». «Авторитетные» родители устанавливают правила с учётом потребностей и интересов ребёнка, заранее разъясняют их, а по мере взросления ребёнка всё больше правил родитель готов не просто оглашать, но и обсуждать. Такие родители всегда готовы прийти на помощь, культивируя тем не менее самостоятельность и ответственность.
4 способа добиться послушания
1. Объяснения и договорённости
2. Авторитарный приказ
Чем меньше ребёнок, тем он уместнее: глупо и опасно договариваться с младенцем, чтобы он не совал пальцы в розетку. Подходит также для экстренной ситуации (переход улицы, безотлагательная медицинская процедура). Важно объяснить, по какой причине вы проявили жёсткость.
3. Обещание подарка
Если он совершил что-то выдающееся (впервые за год получил пятёрку по контрольной, не бросил тренировки и получил медаль на соревнованиях), справедливо это как-то отметить. Желательно не деньгами. Главное - не скатиться в торговлю и выдерживать соразмерность поступка награде.
4. Физические наказания
Плохи тем, что учат ребёнка «праву сильного». Если подзатыльники раздаются регулярно, ребёнок не учится договариваться с людьми, понимать причины своего поведения, а учится бояться, обманывать и прятаться.