Симптом трёхсот болезней
Чему там болеть? Это же кость! — шутят остряки про головную боль. Болит, естественно, не череп и не само мозговое вещество, а все ткани, в которых имеются болевые рецепторы. А их немало: венозные синусы, черепные нервы, сосуды, мозговые оболочки, надкостница, мягкие ткани головы, а также сосуды лица и шеи.
Головная боль (а по-научному цефалгия) бывает первичной, то есть возникающей в качестве единственного самостоятельного симптома, и вторичной — в этом случае она выступает всего лишь одним из признаков какого-то заболевания. Вторичная головная боль встречается более чем при 300 разных болезней. Например, при воспалении в ухе, горле, носе, лобных и носовых пазухах (фронтит, синусит и гайморит). Цефалгия также может возникать при гриппе и других инфекционных заболеваниях (корь, свинка, скарлатина, краснуха, ангина, малярия...), при аутоиммунных заболеваниях (например, системной красной волчанке), а также при кишечных инфекциях (сальмонеллёз, холера) и заражении глистами. Любой вид аллергии (лекарственной, сезонной или пищевой) тоже может вызывать головную боль. При гипо- и гипертонии, сердечных заболеваниях (пороки сердца, нарушение ритма) и воспалении почек тоже возникают мучительные спазмы в голове. Наконец, тот же симптом дают вегетососудистая дистония и психические заболевания: невроз страха, депрессия.
Наиболее опасными причинами головной боли являются травмы головы и внутричерепные инфекции: абсцессы мозга, воспаление вещества или оболочек мозга (энцефалит и менингит), а также опухоли и отёк мозга.
Куда бежать?
Чтобы быть спокойным за ребёнка, при наличии у него частых головных болей лучше обратиться к врачу. Педиатр на основании жалоб перенаправит своего пациента для подобного обследования к лору, окулисту, невропатологу, инфекционисту, эндокринологу, психиатру...
Поторопиться к доктору следует, если сильные или необычные головные боли у ребёнка начались внезапно и тем более если они сопровождаются потерей сознания, двоением в глазах, онемением части тела, а также если боль усиливается в определённом положении головы. При таких симптомах потребуются дополнительные обследования: МРТ и УЗИ сосудов головного мозга, мониторинг артериального давления, компьютерная томография.
Но, к счастью, далеко не всегда головная боль угрожает чем-то страшным. Например, можно долго гадать, каким именно заболеванием вызван этот симптом, а дело оказывается всё в том, что ребёнок носит слишком тесную шапку или давящие очки для плавания.
Причина — перегрузки
В отличие от вторичной головной боли первичная не связана с посторонними заболеваниями, она возникает сама по себе. Самый распространённый вид — головная боль напряжения.
Среди школьников ею страдают от 50 до 70%. Как правило, эта боль распространяется по всей голове, сдавливая её, словно обруч. Симптом появляется в результате эмоциональных, физических или умственных перегрузок. А куда без них сегодняшнему школьнику?
Головная боль напряжения обусловлена долгим (хотя и незначительным) напряжением мышц головы и шеи. Появляется она не резко и исчезает постепенно. Длиться может очень долго — днями и неделями. Физическая нагрузка такую боль не усиливает. Чтобы устранить эту боль, необходимо улучшить состояние шейного отдела позвоночника. Мануальная терапия, массаж, лечебная физкультура, плавание — всё это будет очень полезно. Важно не переутомляться и не засиживаться на одном месте. Через каждые 1–2 часа работы за компьютером следует вставать для разминки. И ещё крайне важно научиться расслабляться. Поэтому эффективнее лекарств подчас действуют психотерапия и биологическая обратная связь (особая компьютерная программа, учащая правильно дышать, расслаблять мышцы и нервы).
А ещё важно поработать над характером и поведением. Для детей и подростков, склонных к головной боли напряжения, вредны сильные негативные эмоции: гнев, злость. Зачастую голова начинает у них раскалываться именно после сильных ссор. Если же ребёнок научится вести диалог тише и более конструктивно, то, доказано, приступы головной боли снизятся как минимум на 10%. Также замечено, что такая боль часто преследует мнительных и пессимистичных детей и подростков. Поэтому воспитание в ребёнке уверенности в себе и позитивного взгляда на жизнь можно в этом случае считать эффективным методом профилактики.