В Интернете сегодня полно видео, как подростки жестоко избивают друг друга, бомжей, а то и учителей. И девчонки участвуют в этом наравне с парнями. Как не воспитать монстра?
Рассуждает Пётр Дмитриевский, психолог центра по работе с подростками «Перекрёсток» Московского городского психолого-педагогического университета.
Бьёт - значит любит?
«АиФ»: - Современные дети стали более жестокими?
П.Д.: - Каждое поколение взрослых уверяет: в «их время» дети были лучше и добрее. В ходе археологических раскопок была найдена табличка с текстом, автор которого сетовал: мол, современная для него молодёжь деградировала до такой степени, что, по его мнению, это приведёт к катастрофе в ближайшие годы.
С тех пор прошли века, а мы всё ещё живы. Сегодня не только реальность, но и сами технические возможности Интернета подталкивают подростков к демонстративному насилию. Видеоролик, «щекочущий нервы», что-то социально неодобряемое имеет больше шансов быть замеченным сверстниками, чем стихотворение или картинка.
«АиФ»: - И всё же каковы причины жестокости и агрессии?
П.Д.: - Страх оказаться вне группы сверстников, самому стать объектом насмешек может толкать подростка на соучастие в групповых жестоких выходках. При последующем разбирательстве участники таких инцидентов часто не могут понять, почему так поступили. Регулярную жестокость проявляют дети, у которых внутри накопилось много злости, обиды - в отношениях с родителями, братьями, сёстрами, одноклассниками. И это всё выплёскивается «не по адресу». Ответить жестокому отцу ребёнок не может, и вместо него «сдачу» получают все слабые, кто попадается под руку. Однако жестокость может «воспитываться» и во вполне благополучных семьях.
Например, если младенец кричит, а мама долго не подходит. Если ребёнка систематически высмеивают или осуждают, когда у него не получается что-то. Вот тогда ребёнок постепенно научается быть нечувствительным не только к собственной боли, но и к боли другого человека.
Чужие роли?
«АиФ»: - То есть родители виноваты, что воспитывают монстров?
П.Д.: - Идеальным родителем быть невозможно. Все мы, взрослые, несём в себе последствия ошибок наших собственных родителей, травм, полученных в детстве от сверстников и учителей, стрессов от политических катаклизмов. Важно не «проваливаться» в вину и не отчаиваться, а понять ошибки, которые мы допустили, и найти способы их исправления. Родителям малышей важно следить, чтобы их реакция следовала непосредственно за агрессивным действием. Иначе ребёнок просто не поймёт, за что вы его ругаете. Хвалите ребёнка, когда у него получается справляться с агрессией, например, собирался отобрать игрушку или ударить, но сдержался.
В российской культуре, к сожалению, у родителей чёткость границ часто путается с жестокостью, а тепло - с мягкотелостью и слабостью. Реакция, сочетающая тепло с ясными границами, звучит примерно так: «Я тебя люблю, но то, что ты сейчас делаешь, недопустимо». Хорошо, если родителям и детям удаётся договориться о семейных правилах, учитывающих потребности всех членов семьи, и о ясных санкциях в случае нарушения договорённостей какой-либо из сторон.
«АиФ»: - В любую школу приди - дерутся даже девочки. Что случилось?
П.Д.: - Женская агрессия традиционно выражалась в особых «психологических» формах: бойкот, оскорбления, меткие колкости. Причём высмеивание иногда больнее удара по уху. В последнее время мужчины и женщины перенимают формы поведения, бывшие прерогативой другого пола. Мужчины стали больше интересоваться психологией отношений и воспитанием детей, женщины - заниматься политикой и драться.
«АиФ»: - Если ребёнка бьют сверстники, надо учить его давать сдачи, записать в секцию самбо?
П.Д.: - Занятия единоборствами дают подростку бо`льшую внутреннюю уверенность. Даже если не придётся применять навыки на практике, понимание того, что в критической ситуации он сможет за себя постоять, даст возможность по-другому вести разговор. Но если подобные инциденты в школе регулярны, необходима психологическая работа со всем детским коллективом и с педагогами. Потому что в этом случае страдает психика и агрессоров, и жертвы, и наблюдателей, не решающихся вмешаться в происходящее.
Как воспитывать ребёнка?
- В совсем юном возрасте используйте систему мягких, наступающих сразу после нарушения наказаний: ударил другого ребёнка - лишаешься возможности играть с ребятами на 10 минут.
- Во всех возрастах внимательно относитесь к желаниям, эмоциям, поведению подростка.
- Будьте готовы прояснять, уточнять, идти на переговоры. («Давай обсудим, как организовать жизнь дома, чтобы были учтены и твои и мои интересы».)
- Делитесь своими переживаниями, тем, что с вами происходит в ответ на те или иные действия ребёнка.
- Избегайте обобщающих стыдящих обращений. («У тебя всегда получается какая-то ерунда. Ты за что ни возьмёшься - всё только портишь».)
- Избегайте преувеличивающих вину обращений («У меня из-за твоих оценок случился сердечный приступ».)
- Подбирайте для детей спортивные секции, летние лагеря, походы, в которых есть возможность конфликтовать и сотрудничать со сверстниками в прямом общении, а не виртуально - по телефону или Интернету.
Инфографика Яны Лайковой