Дети любят макароны, сосиски и жареную картошку. Обожают сладости, газировку. Но вот почему-то совершенно не хотят есть полезные овощи. Заботливые родители понимают, что без овощей не будет хорошего пищеварения, нужных витаминов и полезных минералов. Для полноценного питания в детский рацион нужно включать брокколи и кабачки. Но как это сделать, если ребенок требует чипсов, а от овощного гарнира отказывается? Свои советы дает Анастасия Савина, психолог, специалист ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»:
Способ № 1. Собственный пример
Привить детям любовь к овощам и другим полезным продуктам можно. Первое правило: собственный пример. Если ребенок видит, что значимый для него взрослый ест овощи, то это поможет ему сформировать положительное отношение к продукту.
Способ № 2. Разбудить исследователя
Помните о долгосрочной перспективе: ваша задача не накормить ребенка овощами здесь и сейчас, а привить любовь к ним. Поэтому не стоит все время пытаться прятать овощи в разных блюдах. Наоборот, позвольте ребёнку исследовать запах, вкус и даже звук разных продуктов. Хороший способ привить любовь к овощам — дать ребёнку возможность выбрать самому в магазине то, что ему интересно попробовать. Также можно ставить на стол общую тарелку с овощами, чтобы ребенок делал свой выбор сам.
Способ № 3. Добавить сладкий вкус
Вкусовые рецепторы взрослых и детей отличаются. Младенцы и дети имеют более высокую концентрацию вкусовых рецепторов, восприимчивых к сладким вкусам. Ученые считают, что это делается для того, чтобы сделать их более восприимчивыми к материнскому молоку. Также известно, что сладкие ощущения успокаивают детей и даже облегчают боль. Однако эти же отличия во вкусовых рецепторах делают детей очень чувствительными к горькому вкусу. Именно поэтому дети часто не любят овощи, так как в них может присутствовать горький привкус. По мере взросления рецепторы меняются вместе с вкусовыми предпочтениями.
Так что лучше не пытаться заставлять есть горькие и неприятные овощи, а выбирать что-то более сладкое.
Нарезанные полоски разноцветного сладкого перца — отличный вариант. Картофель и тыква становятся слаще, если их запечь. Мини-помидоры имеют разнообразный вкус, так что каждый ребенок может найти любимый вариант. Сладкая кукуруза привлекает детей своим ярко-желтым цветом, что делает ее одним из самых доступных овощей для детей.
Способ № 4. Хрустеть и легко жевать
Многим детям нравится легко пережевываемая пища, поэтому они так любят пюре из картофеля и цветной капусты. Палочки из моркови и сельдерея забавно хрустят, что тоже любят дети. Кабачок или огурец в форме лапши — отличный вариант привлекательного блюда. Шпинат и другую зелень можно скрывать, например, добавлять немного в бутерброд.
Способ № 5. Превратить в игру
Мы все тем или иным способ играем с едой. Оформление праздничных блюд, к примеру, на новогодний стол — не что иное, как игра. Нам, взрослым, нравятся красиво поданные блюда, так почему бы не привнести эту традицию в детское меню? Разложить овощи в форме машинки или целого пейзажа значит создать хорошее настроение ребенку. Иногда родители придумывают необычные игры: угадать овощ по вкусу с закрытыми глазами или продегустировать новые способы приготовления одного продукта. Это отличный способ поддержать ребенка в исследовании вкусов и создать положительные эмоции по отношению к продуктам. Важно, чтобы игра не становилась самоцелью.
Способ № 6. Вместе готовить
Отличный способ заинтересовать ребенка полезной едой. Когда вы готовите вместе, это не только счастливые моменты, но и формирование важных жизненных навыков, а также положительное влияние на самоощущение ребенка. Дети могут начать свое знакомство с продуктами с помощи родителям в мытье овощей, изучая их цвет, текстуру. Затем дети могут помогать раскладывать овощи, проявляя свои творческие способности. Исследуйте вместе с ребенком, задавая вопросы: на что похож этот овощ, какой вкус нравится, а как он меняется в зависимости от способа приготовления, и так далее.
Способ № 7. Не выделять плохие продукты
Часто мы очень много говорим о вредных продуктах, например, о том, что чипсы вредны, они плохие, не нужно их есть. Но это неправильно. Лучше не разделять продукты на плохие или хорошие. Начиная с того, что в принципе подобное распределение достаточно условно, и заканчивая тем, что оно негативно может отразиться на пищевом поведении ребенка в будущем. Важно помочь ему создать нормальные отношения с едой, когда его стол разнообразен, он понимает, какие продукты и почему важны в рационе, знает, что еда — это один из способов заботы о себе.
Способ № 8. Не пугайте!
Нельзя пугать ребенка едой. Это тоже формирует в будущем нездоровые отношения с едой. Разумеется, если есть продукты, которые вызывают у ребенка аллергию, то ему важно знать об этом. Наша задача — научить ребенка понимать меру, прислушиваясь к собственному чувству голода или сытости, формируя его предпочтения — тогда он будет питаться хорошо, правильно и разнообразно.