Могу ли я сделать дачный цветник по образу и подобию того, который мне приглянулся в городе? Или дачные композиции должны быть какими-то совсем другими?
К. Соболева, Москва
У каждого из нас есть свое мнение по поводу того, что красиво, а что не очень. Выбирая себе одежду или мебель, мы ориентируемся на свои пристрастия. Однако, как только вопрос касается создания композиции из растений в своем саду, многие испытывают затруднения – что с чем посадить, кого вперед, кого назад и, главное, как это будет выглядеть впоследствии. Конечно, многим из нас не хватает знаний. Поэтому не зря многие книги и журналы советуют начинающим садоводам почаще посещать цветочные выставки, а путешествуя, не забывать смотреть по сторонам. Не всегда даже нужно куда-то ехать – ведь на городских объектах тоже можно найти прекрасные идеи, достойные того, чтобы их позаимствовать.
Примеры
Цветочная группа – очень популярный вид цветочного оформления, прекрасно подходящий для садового участка. Для нее всегда найдется место, да и растений потребуется не так много. Обычно группа состоит из 3-5 видов разных растений, которые сочетаются по таким параметрам, как высота, время цветения, декоративные особенности листьев и соцветий. Основой для выбора ассортимента, несомненно, будут экологические условия участка – культуры должны быть идентичны по отношению к свету, влажности и плодородию почвы. Растения также подбираются по высоте и срокам цветения. В зависимости от поставленной цели растения в группе могут цвести одновременно, в определенный срок, а могут зацветать постепенно, сменяя друг друга в течение сезона. В любом случае в качестве дополнительного параметра для подбора ассортимента может выступать цветовое решение группы. Выбор цвета всецело зависит от вашего вкуса. Цветовая гамма может быть теплой или холодной, контрастной или нюансной.
Особенно эффектно выглядят монохромные композиции. Здесь мы видим весьма удачную группу, где основу гаммы составляет один цветовой тон, повторенный в разной степени светлоты и насыщенности. Обратите внимание: сорта флокса и анютиных глазок по цвету точно соответствуют астильбе и эхинацее |
В некоторые растительные группы включают не только многолетние травянистые растения, но и однолетники, и кустарники.
При выборе кустарников необходимо учесть, что они должны дополнять растительную группу или по времени цветения, или по выбранной цветовой гамме. На фото мы видим группу, где спирея и флокс составили очень подходящую по этим двум критериям пару |
Когда мы делаем однотонную группу, то следует иметь в виду: особенно эффектно в таких случаях сочетаются растения с контрастными по форме соцветиями.
Создатели этой композиции мастерски обыграли комбинацию шаровидных соцветий флокса метельчатого и пирамидальных – астильбы гибридной |
Очень часто затруднение вызывает выбор партнеров при сочетании двух или более цветов. Если не полагаетесь на свой вкус, можно воспользоваться помощью цветового круга. Просто начертите круг, разделите его на 8 равных секторов и вспомните детскую считалочку, помогающую воспроизвести последовательность цветов в радуге («Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан Пурпурный»). Раскрасьте «дольки» – и подсказка готова.
Например, в этом цветнике зеленая кохия уравновешивает контрастную пурпурно-желтую композицию |
Если вы увлекаетесь контрастами, подойдут цвета, расположенные на двух противоположных секторах (красный – голубой, фиолетовый – желтый, синий – оранжевый и т. д.). При необходимости сочетать три цвета попробуйте выбрать тройку противоположных: красный – желтый – синий или голубой – пурпурный – желтый. Подбирая ассортимент растений, необходимо помнить, что неяркие и темные тона должны занимать в композиции большую площадь, а светлые и насыщенные – меньшую (примерно 1/5 от общей площади цветника или композиции). Например, в сочетании фиолетового агератума и желтого тагетеса последний должен занять меньшую площадь. Большое значение в цветовом сочетании растений имеют нейтральные тона – белый, серый или буферные – золотистый, серебристый, голубоватый, золотистый, зеленый. Именно с помощью таких окрасок можно исправить любую цветовую композицию.
Выбирая цветовую гамму композиции, можно воспользоваться принципом «эхо», или отражения. В этом случае часть окраски одного вида растений может повторяться в окраске другого. Например, чтобы смягчить контраст между желтыми нарциссами и красными тюльпанами, можно взять тюльпаны не чистого красного цвета, а с желтой полосой.
А в этом слу- |
При создании монохромных цветников, например белого, лучше добавлять к основному цвету не яркие, как в данном примере, а нейтральные (серый) или пастельные холодные тона (розовый, голубой). Тогда декоративный эффект значительно усилится. И, конечно, растения должны быть подобраны по высоте более тщательно. Резкий перепад высот значительно уменьшает визуальный эффект от восприятия растений.
Нужно стремиться, чтобы цветки более низкого яруса растений находились более или менее на фоне цветков растений предыдущего яруса, а не на фоне их стеблей или листьев |
Часто при создании композиции из цветочных растений используют камни или малые архитектурные формы. И то и другое сейчас модно. Используя камни, необходимо помнить: крупные экземпляры только тогда смотрятся естественно, если они заглублены в землю примерно на 1/2-2/3 своей высоты (практически приходится «закапывать» в землю деньги). Однако без этого не получить художественной правды. Большие камни, просто положенные на землю, выглядят так, как будто их временно тут выгрузили из машины да там и забыли.
Тем, кто увлекается садовыми скульптурами, стоит выбирать их в общей стилистике сада. Если планируется использовать в цветниках вертикальные элементы, желательно предварительно рассчитать их примерную высоту – она должна составлять 1/3-1/4 от диаметра клумбы, иначе нарушается общая пропорциональность композиции.
Также камни необходимо группировать, а не равномерно распределять по всей поверхности. Тогда и растения, высаженные около них, будут смотреться более естественно. Любая композиция должна иметь разные типы пространства. При проектировании сада говорят о закрытых и открытых пространствах (например, в саду должны быть представлены не только открытые пространства – газон или огород, но и закрытые – опушки, группы растений и т. д.). Так и в цветочной композиции равномерное распределение камней и растений по всей поверхности смотрится не так интересно, как их неравномерное чередование группами |
Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Смотрите и увидите». Чем больше примеров, хороших и не очень, попадается нам на глаза, тем большего опыта мы набираемся, тем легче творить самим, особенно когда мы в начале пути.