Окончание. Начало см. «АиФ. На даче» № 17, 2011.
Конечно, контейнеры можно засаживать и одной культурой, но гораздо интереснее комбинировать несколько разных видов. Чтобы получить удачную композицию, мы рекомендуем выстроить ее «архитектуру».
Четыре источника и составные части
Как правило, в композиции выделяется 3–4 составляющие.
Структурные растения, размер которых выбирается в соответствии с высотой контейнера. В этом качестве в основном используют стабильно декоративные культуры, отличающиеся длительным цветением или эффектными листьями – ведь они должны работать весь сезон. Составляя композицию, лучше начинать именно со структурных растений.
Акцентные участники композиции. Могут составлять примерно четвертую часть от всех растений. Это самые эффектные, в основном красиво цветущие виды. Часто они бывают капризными и требовательными к уходу. Именно по этой причине им и отводится так мало места в композиции – на случай потери ими декоративности.
Растения-наполнители. Занимают относительно большую площадь. Это экологически пластичные, устойчивые, образующие большую вегетативную массу виды. Как правило, они имеют невзрачную листву и мелкие, но многочисленные цветки и соцветия, которые по цветовому тону подчиняются структурным растениям и акцентам. Иногда наполнители состоят с акцентами в родстве, но отличаются от них более мелкими цветками и более скромным обликом. Например, если изюминкой композиции выбираются крупноцветковые бархатцы прямостоячие, то наполнителем могут стать бархатцы тонколистные. Или цинния с крупными соцветиями – акцент, а мелкоцветковые сорта – наполнитель.
Растения с ампельными побегами никогда не помешают. Они могут одновременно выполнять сразу несколько функций – быть наполнителями и служить для визуального уменьшения высоты контейнера. Например, это бакопа, биденс, плектрантус колеусовидный, калибрахоа.
Магия цвета
Глядя на контейнер с растениями, мы в первую очередь воспринимаем цветовую гамму, а уж потом обращаем внимание на изящество форм. Поэтому выбор растений по окраске – один из самых ответственных моментов при создании растительных композиций. Здесь каждому из нас придется полагаться на свой вкус и свои предпочтения. Но есть некоторые правила, соблюдение которых поможет при выборе цветовых сочетаний не ошибиться.
Внимание на один цвет
В нем используются составляющие одного цветового тона, но разной степени светлоты и насыщенности. Чтобы такая композиция не оказалась скучноватой, лучше отдать предпочтение растениям, различающимся по своим очертаниям, форме листовых пластинок или соцветий. Различия могут быть в нюансах, однако более эффектное решение – использовать контрасты: например, между округлыми и угловатыми формами, между вертикальными и горизонтальными линиями у растений.
Единство противоположностей
При сочетании двух контрастных цветов необходимо помнить, что яркие и насыщенные колеры должны занимать в композиции меньшую площадь. Например, в сочетании синего агератума и красной сальвии большая площадь должна быть отдана под агератум. В то же время сильные контрасты могут быть смягчены введением в композицию ахроматических цветов (белый, серый) или добавлением нейтральных лиственно-декоративных растений (лучше с зеленой или голубоватой окраской листвы).
Некоторые любят погорячее
Для любителей экспрессивных цветников можно посоветовать трехтоновые контрастные сочетания. Классический вариант – сочетание красного, желтого и синего. Но при таком подборе ассортимента нужно обязательно смягчать переходы ахроматическими и нейтрально-зелеными растениями.
Как избежать ошибок
Не зря говорят, что «краткость – сестра таланта». Наше желание запихнуть в контейнер как можно больше разных видов растений приводит обычно к тому, что композиция теряет целостность, превращается в хаос.
Обратите внимание и на то, где контейнер будет стоять. На солнечном месте стоит отдать предпочтение ярким, теплым тонам – желтому, оранжевому, красному, так как именно здесь они могут проявить себя во всей красе. В затененном месте синий, голубой, фиолетовый практически «не читаются». Здесь лучше использовать растения пастельных тонов или отдать предпочтение культурам с белыми цветками.
На этом примере очень хорошовидно, как выглядит перегру-женная ассортиментом группа.Здесь используется петуния,табак, гелихризум, плектрантусколеусовидный, вербена жест-кая, рудбекия, а ведь все рас-тения различны по формеи имеют разнообразные лис-тья и соцветия. А в результа-те – бесформенная масса рас-тений, в которой невозможноразглядеть ни акцента,ни наполнителей. Кроме того,здесь использовано совсемневыразительное цветовоесочетание белого и желтого.