От Ленина до Чуриковой. Как «Дом анархии» стал легендарным «Ленкомом»
Актёры театра на юбилейном вечере, посвященном 90-летию Московского государственного театра «Ленком». 2017 год. / Екатерина Чеснокова / РИА Новости
Московский театр имени Ленинского комсомола, который сегодня все театралы знают как «Ленком», всегда считался одним из самых «звёздных». Ещё бы, здесь в разные эпохи играли: Ростислав Плятт, Валентина Серова, Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов, Александр Абдулов, Олег Янковский, Николай Караченцов и многие другие. И по сей день выходят на сцену: Инна Чурикова, Александр Збруев, Леонид Броневой и др. Режиссёры «Ленкома» не менее знамениты: Иван Берсенев, Анатолий Эфрос, Марк Захаров.
Здание, где потом расположится «Ленком», было построено в 1907-1909 годах для московского купеческого клуба. По дубовому паркету, который местами сохранился и по сей день, некогда прохаживались: Савва Мамантов и адвокат Плевако, Трубецкие, Апраксины, композитор Рубинштейн. Но после революции декорации резко поменялись: в 1917 г. победивший пролетариат превратил светский клуб в политический, «Дом анархии». В результате из респектабельного здания митингующих анархистов через год вышибли оружием, «Дом анархии» превратили сперва в Коммунистический университет, и в его залах с пламенными речами выступал Ленин, потом — в кинозал. А в 1927 году там обосновался Театр рабочей молодёжи, сокращённо «ТРАМ», очень быстро ставший невероятно популярным. 27 октября 1927 г. они сыграли в этих стенах свой первый спектакль. Открытие такого театра отражало массовое развитие самодеятельности среди молодых строителей коммунизма, все хотели быть подобными Ермоловой, днём работающей у станка, а вечером играющей в театре. Изначально перед ТРАМами, в большом количестве открытыми по всей стране, ставились задачи в основном агитационные: борьба с пьянством, инакомыслием, ленью с помощью художественных средств.
Но, несмотря на все эти рамки, «Ленком» практически сразу начал отказываться от «агитки». К становлению театра были причастны многие мэтры советской культуры: музыкальной частью занимался композитор Исаак Дунаевский, молодых артистов учили актёрскому мастерству легендарные мхатовцы: Николай Баталов, Алексей Грибов, Николай Хмелев. Постепенно ТРАМ приходит к постановке произведений Пушкина, Островского, театру присваивают статус профессионального и новое имя: Московский театр имени Ленинского комсомола.
В феврале 1938 года труппу возглавил режиссёр Иван Берсенев, с собой он привёл Софью Гиацинтову, Серафиму Бирман и Ростислава Плятта. Берсенев о периоде притирки отзывался так: «Были несомненно талантливые, а были и бездарные, но зато очень разговорчивые, склонные к демагогии молодые люди. „Я с производства, вы мне должны только главные роли давать!“ — требовал один. Зато другой заявлял: „Я года два-три вообще играть ничего не буду, мне ещё надо поучиться“. Третий требовал, чтобы мы дали обещание никогда не ставить никаких классических пьес... Но, хотя у многих и были мозги вывернуты ТРАМом, хотя, повторяю, были тут и бездарные молодые люди, от которых пришлось постепенно избавляться, всё же в основной массе это была интересная, живая, энергичная молодёжь, очень хотевшая, чтобы у нас получился настоящий театр. Когда мы поняли, что они — всякий по-своему — хотят, в общем, того же, чего и мы хотим, работать стало легче». Берсенев нашёл и одного из самых успешных авторов пьес: Константина Симонова. В главных ролях в спектаклях по его пьесам блистала супруга Симонова Валентина Серова.
«Кладбище незаменимых»
После смерти Берсенева в 1951 году в жизни Ленкома начинается грустный период: худруки сменяют один другого на протяжении 12 лет. Театр в упадке. К счастью, в 1963 году в жизни «Ленкома» наступает белая полоса: в театр приходит гениальный режиссёр Анатолий Эфрос. Он тоже привёл с собой прекрасных актёров: Ольгу Яковлеву, Александра Збруева, Валентина Гафта, Всеволода Ларионова, Льва Дурова, Александра Ширвиндта, Михаила Державина. Режиссура Эфроса приводила в восторг зрителей, но у чиновников от культуры вызывала недовольство. После нескольких спектаклей его сняли с должности главного режиссёра «Ленкома» как «не обеспечившего правильного направления в формировании репертуара».
И снова смена худруков. И снова белая полоса. В 1973 году новый директор Рафик Экимян приглашает в труппу актёров Евгения Леонова и Веру Орлову и молодого режиссёра, знаменитого скандальными спектаклями: Марка Захарова. Его спектакли в «Ленкоме» были яркими, эпатажными, смелыми. Захаров в одном из своих ранних интервью говорил: «Я сразу был запрограммирован на театр, который должен собирать много сотен людей, вызывать мощный резонанс». Так и было: на рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось» невозможно было попасть. Впрочем, как и на все другие постановки «Ленкома», где всегда играли лучшие артисты страны.
К сожалению, последние годы «выкосили» лучших ленкомовцев. Ушли из жизни легендарные Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов. Сгорели от рака Александр Абдулов, Олег Янковский, Павел Смеян, попал в страшную аварию Николай Караченцов, у которого тоже обнаружен рак, и самая свежая потеря — Дмитрий Марьянов… Их пример подтверждает, что бывают актёры, которых невозможно заменить на второй состав. Как говорит актриса Елена Шанина, сегодня в «Ленкоме» «незаменимых целое кладбище». Одно время по столице даже ходили слухи о том, что на «Ленком» кто-то наложил проклятье. Уж больно часто с его актёрами случались трагедии: накануне одной из премьер машина сбила Инну Чурикову прямо на пешеходном переходе, а Певцов вместе с ролью в «Юноне и Авось» получил сложнейший перелом ноги. Звучали даже предложения освятить театр.Труппа «Ленкома». 1997 год. Нажмите для увеличения
Но Марк Захаров не опускает рук и говорит, что театр — живой организм, и у него, безусловно, есть будущее. В «Ленкоме» уже пятое поколение звёзд. Сегодня Марк Захаров делает ставку на Дмитрия Певцова, Александра Лазарева-младшего, Виктора Ракова, Александру Захарову и Анну Большову.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.