В день рождения Александра Гаврииловича АиФ.ru вспоминает самые яркие моменты его биографии, «звездные» роли в кино и блистательные театральные работы.
Детство и юность
Александр Абдулов родился в городе Тобольске Тюменской области. Во многом творческий путь его был предопределен: отец, Гавриил Данилович, работал режиссером в местном театре, мать, Людмила Александровна, там же трудилась гримером. Так что рос будущий актер в самой театральной среде, какая только может быть.
Позднее мать артиста признавалась, что не очень хотела третьего сына — уже подрастали двое старших: Роберт от первого брака и Владимир. Понадеявшись, что третьей будет девочка, супруги решились оставить ребенка, но родился снова мальчик.
В пять лет Абдулов дебютировал на сцене Ферганского драматического театра — вместе с отцом, который к тому времени перевез семью на родину, в Фергану.
Подросший Александр увлекся музыкой и спортом, в Щепкинское театральное училище не поступил и пошел учиться в пединститут, подрабатывая в отцовском театре рабочим сцены.
ГИТИС, Ленком, Медведь
Через год Абдулов все же поступил в ГИТИС, на курс Иосифа Моисеевича Раевского. Так для него началась пора театрального студенчества и первых успехов. В 1975 году, в дипломном спектакле актера заметил Марк Захаров и пригласил в труппу «Ленкома».
Но в целом это было нелегкое время для молодого актера. Сам Абдулов впоследствии вспоминал, как во время учебы ему приходилось по ночам разгружать вагоны, сниматься в массовке. Тогда же Абдулов пережил и первую несчастную любовь, даже пытался свести счеты с жизнью, к счастью, неудачно.
В «Ленкоме» Абдулов сыграл свою первую роль, за которую получил премию «Театральная весна» — лейтенанта Плужникова в спектакле «В списках не значился».
С середины семидесятых Абдулов стал получать роли и в кино. Сначала это были эпизоды в картинах «Про Витю, про Машу и морскую пехоту», «Пропавшая экспедиция», «12 стульев», «Место встречи изменить нельзя» и других.
Но уже в 1978 году Марк Захаров снимает телевизионный двухсерийный фильм «Обыкновенное чудо», в котором молодой Абдулов играет главного героя — Медведя, превращенного своевольным волшебником в прекрасного юношу. Фильм имел немыслимый успех, и в одно мгновенье актер превратился в знаменитость всесоюзного масштаба.
«Чародеи» и «Формула любви»
«Юнона и Авось»
В театре одной из самых прославленных работ Абдулова были роли в знаменитой постановке Марка Захарова «Юнона и Авось»: человек из театра, пылающий еретик, жених Кончиты Фернандо Лопес, все это — Александр Абдулов.
Когда Пьер Карден вывез советскую рок-оперу в Париж, вместе с труппой за границу отправился и Абдулов, несмотря на то, что долго был «невыездным».
Сам знаменитый кутюрье потом признавался, что Абдулов буквально свел с ума всех женщин из его команды — они специально приходили знакомиться с «пылающим человеком» в гримерную. «Безумное очарование», которое, по словам Кардена, излучал Абдулов, никого не могло оставить равнодушным.
Алферова, жены и женщины
В студенческие годы Абдулов пытался покончить собой из-за девушки, которая его бросила, потом пережил бурный роман с американской бизнес-леди, который аукнулся ему опалой на Лубянке и пристальным вниманием КГБ, а отношения с первой женой — первой красавицей советского кинематографа Ириной Алферовой — оставили в его душе глубокий след на всю жизнь.
Абдулов познакомился с Алферевой еще в институте. Влюбился, носил на руках, и так пылко изъявлял свои чувства, что Ирина не устояла, хотя в то время была беременна. В 1976 году актеры поженились, став самой красивой парой отечественного кинематографа. Родившуюся дочь Ксению Абдулов растил, как свою собственную.
Брак был долгим, но не безоблачным. В 1993 году супруги развелись, хоть и были повенчаны. На момент развода ходили слухи, что Алферова не смогла терпеть слишком вольное поведение мужа. При этом Ирина Алферова так и осталась его единственной законной женой. С балериной Галиной Лобановой Абдулов прожил восемь лет, так и не узаконив отношения.
Последние годы
Абдулов много снимался и в переломные для отечественного кинематографа моменты — в
После смерти Абдулова на экран вышли два фильма с его участием: «Анна Каренина» в 2009 году, где он сыграл Стиву Облонского, и в 2012 году «Правосудие волков», где он исполнил роль писателя Володи.
Все близко знавшие Абдулова люди, родственники, коллеги и друзья, отмечали, что Александр был неординарной личностью, человеком взрывного характера, но в то же время — отзывчивым, добрым и заботливым.
Он не знал слова «нет», мог сорвать съемки ради шутки, а мог работать на износ, не жалея ни себя, ни коллег. Человек-праздник, человек-«цунами», так характеризовали его многочисленные знакомые, и все отмечали верность профессии, редкостную самоотдачу Абдулова.
Он действительно не берег себя — выкуривал немыслимое количество сигарет в день, снимался без дублера в сложных трюках, смеялся над предупреждениями врачей.
В августе 2007 года, на съемках в Севастополе у Абдулова случился приступ язвенной болезни желудка, его увезли в больницу и прооперировали. Но тут сдало сердце, и актера вертолетом перевезли из Севастополя в Московский кардиоцентр имени Бакулева. Российские врачи оказались бессильны, и Абдулова перевезли в Израиль. Там поставили новый страшный диагноз — рак легких в четвертой, неоперабельной стадии.
Сам актер отнесся к диагнозу стойко. Благодарил через прессу поклонников, старавшихся поддержать любимого артиста (например, футболистов своей любимой команды «Спартак», которые, чтобы поддержать артиста, вышли на поле в футболках с его изображением). Он боролся до конца — принимал гостей, общался с коллегами, жил так, словно впереди еще много-много лет.
3 января 2008 года Абдулова не стало. Ему было всего 54 года. Похоронен актер в Москве, на Ваганьковском кладбище.