Когда Татьяна Ивановна Пельтцер отмечала 70-летний юбилей, она произнесла сакраментальную фразу: «Знаете, я счастливая старуха!» Она вообще любила рубить правду-матку и про себя, и про других. А другие — друзья и коллеги — все с любовью говорили о ней «наша бабушка». Она действительно была бабушкой, которую обожали и взрослые, и дети.
Фрау Тейблер и товарищ Пизнер
Правда, бабушки всех мастей были далеко не единственными ролями Татьяны Пельтцер. Когда Танечке исполнилось одиннадцать лет, её папа, режиссёр Иван Пельтцер, выделил дочери роль в своём спектакле «Анна Каренина». Танечка сыграла… Серёжу Каренина. «Мамочка, не уходи», — шептала на сцене Таня-Серёжа. И зрители настолько верили бедному «мальчику», что вытирали платками слёзы.
А «бедный мальчик» постепенно превращался в интересную девушку. Настолько интересную, что её приметил немецкий коммунист и философ Ганс Тейблер. Он безумно влюбился в начинающую актрису и уговорил Танечку Пельтцер уехать с ним в Берлин. Там она уже стала Танечкой Тейблер. В Европе наша Таня без дела не сидела, она тут же вступила в компартию Германии и пошла работать машинисткой в советском торговом представительстве. 4 года рядом с молодой женой пролетели для Ганса незаметно. Но вот для Тани они показались вечностью. Она никак не могла примириться с европейским укладом и плакала по ночам от тоски по друзьям и родным, оставшимся в Советском Союзе.
![Ольга Аросева.](https://aif-s3.aif.ru/images/001/994/d71292aa0ebb9f2734d646950ee20ffa.jpg)
Причиной развода Татьяна Пельтцер всегда называла тоску по Родине, но были свидетели, которые уверяли, что Татьяну Ивановну в Берлине закрутил безумный роман, о чём вскоре узнал её муж. Ольга Аросева вспоминала, как однажды, когда они были вместе с Татьяной Пельтцер в Карловых Варах, к ним приехал Ганс Тейблер. Аросева оставила бывших супругов одних в номере, чтобы они могли спокойно поговорить. Но спокойного разговора не вышло. Даже на улице рядом с отелем Аросева слышала, как Ганс упрекал Татьяну в том, что нашёл у неё записку от другого мужчины о назначенном свидании. Он ведь и после развода продолжал любить свою Танечку, писал ей в Москву трогательные письма, несмотря на ревность и скандалы, которые ему устраивала вторая жена.
А Татьяна… Татьяна после возвращения из Берлина сразу же побежала в паспортный стол, вернула свою фамилию — Пельтцер — и активно взялась за актёрскую карьеру. Только вот карьера в гору что-то не шла. Пельтцер и года не проработала в Театре им. Моссовета, её попросту уволили за профнепригодность. Пришлось срочно устраиваться на машиностроительный завод, чтобы не сидеть на шее у отца. В свободное время она выступала с миниатюрами, была даже конферансье. Но признание пришло к Татьяне Ивановне Пельтцер, только когда ей исполнилось 47 лет.
Уже будучи штатной артисткой Театра сатиры, она исполнила роль в киноспектакле «Солдат Иван Бровкин». После этого труппа Театра сатиры выехала в Германию. На одном из КПП, несмотря на протесты водителя, военные решили досмотреть машину с актёрами. Увидев в первых рядах Татьяну Ивановну, военачальник тут же отдал под козырёк: «Здравствуйте, товарищ Пизнер!» Татьяна Ивановна признавалась, что именно в тот момент и поняла, что не зря стала актрисой.
Правдоруб и хулиганка
За роль в «Солдате Иване Бровкине» Пельтцер прозвали «матерью русского солдата», правда, она сама едко замечала, что стала для всех «колхозной мамашей».
![](https://aif-s3.aif.ru/images/001/982/1db7eb9653d5788b11045411237e98f7.gif)
Народная любовь принесла Татьяне Пельтцер звание «Народной артистки», она получила его первой за 47 лет существования Театра сатиры, предложений о съёмках были сотни. Но чем больше любили Татьяну Ивановну зрители, чем больше ей предлагали ролей, тем больше накалялись её отношения с главным режиссёром театра Валентином Плучеком. Однажды на репетиции, перед премьерой спектакля «Горе от ума», где Татьяна Ивановна играла старуху Хлестову, она в пух и прах разругалась со своим начальником. Пельтцер, находясь на сцене, спросила Плучека: «Так куда мне идти?» Он даже на неё не взглянул, только бросил в ответ: «А куда хотите, туда и идите! Или вы считаете, что вы должны быть в центре спектакля?» Это было последней каплей. Татьяна Ивановна не ушла, она убежала с репетиции, крича, что уходит к Марку Захарову. Она действительно написала заявление и ушла в Ленком. Но там играла совсем мало: в молодёжном театре не было ролей для возрастных актрис, к тому же характер у Татьяны Ивановны был не сахар, и Марку Захарову порой было сложно с ней совладать.
Надо сказать, Пельтцер многие недолюбливали за «правдорубство», она могла вспылить, высказать всё, что думает о человеке, сдобрив свою оценку парой – тройкой слов по матушке. Как-то на собрании театральной труппы на обсуждение вынесли пьянство актёра Бориса Новикова. Большинство актёров промолчали. Но не Татьяна Ивановна. Она во всех красках описала пьяные похождения Новикова и вдобавок прочитала ему нотацию о вреде алкоголя. Новиков не на шутку обиделся на Пельтцер и в сердцах крикнул ей: «Вы бы помолчали, Татьяна Ивановна, вас же никто не любит, кроме народа!» Вообще, Татьяна Ивановна никогда не была бабушкой божьим одуванчиком. В компаниях она травила матерные анекдоты, выпив, могла пуститься в пляс, резалась в карты на деньги, а во время заграничных гастролей сбегала с подружками-коллегами из отеля и ходила по самым злачным местам.
Татьяна Пельтцер прожила большую, яркую жизнь, была любима миллионами, но так и не нашла своего женского счастья. И в конце пути её ждало тяжёлое испытание. В 1991 году Татьяна Ивановна, страдавшая потерей памяти, оказалась в больнице для душевнобольных. Её привезли в самый обычный дурдом, поместили с буйными больными, которые тут же избили заслуженного пожилого человека. Совершенно случайно об этом узнали журналисты. После скандальной публикации руководство Ленкома оплатило лечение Пельтцер в хорошей клинике. Чтобы хоть как-то поддержать «бабушку», Марк Захаров дал ей роль без слов в спектакле «Поминальная молитва». Её под руки выводили ненадолго на сцену, она смотрела в зал, оглядывалась на актёров, она улыбалась, хотя не всегда узнавала тех, с кем проработала не один десяток лет. В 1992-м в больнице врачи не досмотрели за актрисой, она упала и сломала шейку бедра. Больше в театр из больницы Татьяна Пельтцер не вернулась…