Режиссер и продюсер Сарик Андреасян славится своей продуктивностью. Его совместная с братом компания выпускает по несколько проектов в год — это и фильмы, и сериалы; он не раз говорил, что не получает поддержки от государства. У него как режиссера есть и скромные работы, есть и те, что вызывали сильный интерес, — вроде сериала «Чикатило» или фильма «Онегин», снятого по произведению Пушкина. И давно подмечено, что в большинстве своих картин Андреасян снимает актрису Лизу Моряк — свою жену.

Они познакомились в 2018 году на съемках фильма «Девушки бывают разные», и он, по его собственному признанию, «полюбил сразу». Вскоре последовал громкий развод Андреасяна с первой женой Аленой Тимченко, с которой у них было двое сыновей, и затем женитьба на Моряк. Сейчас в его новой семье растет дочь, которой два года. И с 2019 года Лиза Моряк задействована в его режиссерских проектах — по данным «Кинопоиска», их совместная фильмография насчитывает 14 фильмов и сериалов. На премьере фильма «Простоквашино» (это их 13-й фильм, 14-м будет «Сказка о царе Салтане») Моряк спокойно восприняла вопрос «КП» о том, что она постоянно работает у мужа — мол, сценарии он выбирает сам, а если в них есть подходящая роль, то зовет меня. Она поделилась и тем, как получила в «Простоквашине» роль мамы дяди Федора — актриса, которую уже выбрали, не смогла сниматься, и Моряк стала своего рода палочкой-выручалочкой для мужа. При этом актриса призналась, что об этой роли мечтала с детства.
Впрочем, ситуация с Андреасяном и Моряк вовсе не уникальная — другие режиссеры тоже постоянно снимали своих жен, хотя делали это по-разному.
Главная пара советского кино
На самом деле, Григорий Александров и Любовь Орлова играли первую скрипку в советском кино совсем недолго. Познакомились они в 1934-м, когда Александрову предложили снимать музыкальную комедию «Веселые ребята»; история их знакомства полна легенд и домыслов, но все биографы сходятся на том, что пробы Орлова провалила — и лишь визит Александрова в театр, где работала актриса, исправил ситуацию. При этом она была уже слишком возрастной для роли юной домработницы Анюты — ей было 32 года; Леонид Утесов тогда же в сердцах обозвал её «старой калошей», и они поссорились на всю жизнь. Александрову и на съемках «Веселых ребят», и на съемках «Цирка», и при работе в других фильмах приходилось применять различные приемы, чтобы скрыть, сколько лет исполнительнице главной роли. Но он снимал только Орлову, не признавая других актрис, а она снималась только у него — так вдвоем они стали звездами советского кино. Закончилась их эпоха в конце сороковых. Правда, Орлова упорно не желала стареть и требовала ролей молодых женщин, а Александров не спорил с женой — и фильм «Русский сувенир» 1960 года оказался на грани провала, а снятый в 1974-м «Скворец и Лира» вообще не был выпущен на экраны.
Любопытно, что в то же время в кино СССР существовала другая пара режиссера и актрисы — Иван Пырьев и Марина Ладынина. Впрочем, Пырьев вообще снимал всех своих официальных жен — и первую Аду Войцик в 1930-е, и третью Лионеллу Скирду-Пырьеву в шестидесятые. Ладынина же была его музой на протяжении почти 20 лет — она сыграла в фильмах Пырьева «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны», «Кубанских казаках». По иронии судьбы их последней совместной работой стала лента 1954 года «Испытание верности», после которой последовал скандальный развод.

Жена на втором плане
Леонид Гайдай всю жизнь был женат на одной женщине — актрисе Нине Гребешковой; считается, что именно благодаря Гребешковой зрители и получили знаменитые гайдаевские комедии — она взяла на себя все заботы о доме и хозяйстве, оставив супругу творчество. При этом она вспоминала, что Гайдай считал её посредственной актрисой, и главные роли никогда не предлагал, предпочитая давать героинь второго плана. Но их совместная фильмография всё равно насчитывает десять картин — а самой известной её работой, пожалуй, можно назвать жену Горбункова в комедии «Бриллиантовая рука».
Когда начинающий режиссер Глеб Панфилов искал для своего фильма «В огне брода нет» некрасивую актрису, он вряд ли предполагал, что найдет свою суженую. Инну Чурикову он взял фактически без проб — она хорошо подходила по типажу для его замысла, и в итоге та картина прославила их обоих. Чуриковой удалось отделаться от образа, который к ней буквально прилепился после сказки «Морозко», где она играла Марфушу. Потом Панфилов снял «Начало» — теперь уже это был проект «под Чурикову», потом ещё один фильм, ещё... В итоге он снимал супругу во всех своих лентах, а вот она ему иногда «изменяла» — её можно увидеть, к примеру, у Карена Шахназарова в «Курьере» и у Владимира Меньшова в «Ширли-мырли».
Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева снимались вместе, ещё не будучи мужем и женой — их первая совместная работа была в фильме 1955 года «Отелло». Поженились они через три года, пройдя через зависть окружающих и разборы персональных дел, но уже в ленте «Война и мир», которую Бондарчук ставил в качестве режиссера, они снова играли вместе — он был Пьером Безуховым, а она — Элен Курагиной. Бондарчук снимал Скобцеву в фильмах «Ватерлоо», «Они сражались за Родину», в «Степи», в «Красных колоколах», в «Борисе Годунове» и в «Тихом Доне»... И везде они играли вместе — режиссер постоянно помнил, что по первой профессии он актер.

Уже в российское время, в 1996 году, маститый и прошедший через Голливуд режиссер Андрей Кончаловский познакомился с начинающей актрисой Юлией Высоцкой — вскоре она стала его пятой женой, родила ему двух детей, а он снимал её в своих фильмах и задействовал в поставленных им спектаклях; в последние годы Высоцкая сыграла у Кончаловского в фильме «Дорогие товарищи!» и в сериале «Хроники русской революции».