На 95-м году жизни скончалась советская и российская киноактриса, заслуженная артистка РСФСР Нина Гребешкова. О её смерти сообщили в пресс-службе Союза кинематографистов России; по данным организации, Гребешкова скончалась 10 мая. Причины смерти не называются. По данным Telegram-канала Shot, Гребешкову похоронят на Кунцевском кладбище в Москве. Прощание пройдёт в закрытом формате 14 мая.
Замужество на третьем курсе
Нина Гребешкова родилась 29 ноября 1930 года. В детстве пережила войну, вместе с матерью и маленькими братьями жила в эвакуации, лишь в 1943-м семья вернулась в Москву. Она рассказывала, что стала актрисой благодаря отцу, который очень проникновенно читал стихи; по другой версии — отец одной из её школьных подруг посоветовал девочке «учиться на актрису», и после школы она отправилась во ВГИК, куда успешно поступила.
В начале 1950-х Гребешкова считалась очень перспективной актрисой. Уже в 1950-м она дебютировала в кино — сыграла небольшой эпизод в военной драме «Смелые люди», правда, даже не попала в титры. Но уже к выпуску у неё была солидная фильмография — и даже отчисление с курса и последующее восстановление не повлияли на то, что она планировала стать звездой. Повлияло совсем другое — замужество на третьем году обучения.
Леонид Гайдай был заслуженным фронтовиком, ушедшим воевать сразу со школьной скамьи. Он был тяжело ранен, из-за этой раны ему едва не ампутировали ногу — но он убедил хирургов, что без ноги актёров не бывает. Правда, актером он так и не стал, но не из-за того, что всю жизнь чуть прихрамывал; просто Гайдай нашёл себя в режиссуре, пусть и не сразу. А когда они с Гребешковой играли свадьбу, его будущую карьеру лучшего советского комедиографа и вовсе никто не мог предполагать. Гребешкова рассказывала, что её мать была категорически против избранника дочери — мол, зачем тебе такой больной? Но она уперлась: молодые сыграли свадьбу и прожили вместе почти сорок лет.
Мужнина секретарша
Их семейную жизнь сложно назвать идиллией. В парах режиссер-актриса всё обычно просто — он снимает, а она у него играет главные роли. Гайдай и Гребешкова оказались совсем другими. Он считал её некрасивой и лишённой таланта, а она добровольно взвалила на себя весь домашний быт и даже была у мужа кем-то вроде секретаря. Их дочь Оксана рассказывала, что её отец всю жизнь был тем самым Шуриком из своих комедий 60-70-х — чуть оторванным от мира сего, но добродушным и любящим. Он не заставлял жену сидеть дома, даже приглашал её в свои фильмы — в «Бриллиантовой руке», например, она сыграла одну из главных ролей. Но она сама выбрала такую судьбу — быть женой Леонида Гайдая, и вспоминала, что однажды всё-таки решилась на развод — но отступила после слов мужа: «Я без тебя не смогу...». Это действительно так — кто знает, как сложилась бы карьера Гайдая, если бы за его спиной не было такой крепкой стены, какой была Гребешкова.

После ухода Гайдая
Гайдай умер в 1993-м, и дальше Гребешкова жила уже без него. У неё так и не сложилась впечатляющая фильмография — хотя и её украшают роли жены Горбункова в «Бриллиантовой руке» или царицы Тамары в «12 стульях». После его смерти она тоже снималась, не очень часто, не в самых громких фильмах, но среди её последних работ — роли в фильмах Николая Лебедева «Легенда № 17» и «Экипаж». Но, в основном, в памяти зрителей осталась её самая главная роль — роль жены режиссера Гайдая.