Сегодня вечером на телеканале «Россия» стартует 16-серийный проект Андрея Кончаловского «Хроники русской революции», которые режиссер принципиально называет не сериалом, а кинороманом. Aif.ru собрал любопытные факты о подготовке и съемках грандиозного проекта.
Фильм охватывает почти 20-летний период жизни Российской империи и молодой страны Советов — с 1905 по 1924 год. Сценарий Андрея Кончаловского и его коллеги Елены Киселевой составил 750 страниц.
Более 4000 человек со всей страны претендовали на роли
На проекте применялся метод многокамерной съемки, когда одна сцена снимается с 5, 10 или даже с 12 камер одновременно.
Всего было 204 смены и несколько технических — для компьютерной графики.
В фильме 300 объектов и более 350 персонажей, в том числе 157 — реально существовавших людей: представителей Российской Империи, революционеров, европейских послов и разведчиков, деятелей культуры.
Собирательных образов — 17, из них только две женщины. Главная — Ариадна Славина (Юлия Высоцкая).
Пять актеров должны были быть максимально похожими (желательно не только внешне, но и чертами характера) на героев, которых они играли, — Ленина, Крупскую, Сталина, Маяковского, Есенина, — так как это наиболее узнаваемые, по мнению режиссера, исторические персонажи начала ХХ века. Кончаловский даже был согласен, чтобы их играли непрофессионалы. К счастью, до этого не дошло. В кадр и в титры вошли соответственно Евгений Ткачук, Наталья Анищенко, Тимофей Окроев, Петр Рыков, Илья Шляга.
Чтобы удовлетворить все запросы режиссера, к проекту привлекли три кастинг-директора. А подбор актеров стартовал за полтора года до начала работы на площадке и продолжался почти до конца съемочного периода, когда все еще приходилось искать исполнителей эпизодов.
Был даже объявлен народный кастинг — более 4000 человек со всей страны хотели увидеть себя в эпохальной работе мэтра российского кинематографа, присылали фото. Некоторым повезло попасть в эпизоды и даже на второстепенные роли. Одним из великих князей, например, стал музыкант, найденный в обычной электричке.
В самой массовой сцене (прибытие Ленина на Финляндский вокзал в Санкт-Петербурге) участвовали более 650 человек, из них 16 актеров, перевоплотившихся в реальных людей того времени. Чтобы загримировать и одеть всех, ушло свыше шести часов.
Девять были «повешенными», девять — страхующими
У художника по гриму на проекте было шесть ассистентов, для массовых сцен использовались дополнительные руки, и иногда на площадке работали до 30 человек.
В команду художника по костюмам собрали 25 человек, из них 15 занимались массовкой, для которой было собрано 1500 костюмных комплектов. Одежда для съемок первого плана отшивалась специально. Только шинелей — 350 штук.
У Ленина было три вида грима. Лысина для актера Евгения Ткачука изготавливалась в течение двух-трех недель, а всего их потребовалось 50 — для каждого съемочного дня.
В сцене, где вешают дезертиров, участвовали 18 каскадеров, из них девять были «повешенными» и девять — страхующими.
Чтобы снять дезертира, который тонет в зимней Неве, потребовалось три дубля и три шинели для актера. Снимали сцену в проруби при -20 ºС.
Вагон императора Николая II (Никита Ефремов) несколько месяцев переделывали из обычного плацкартного, пригнанного из Белоруссии.
Строительство самой масштабной декорации — зала заседаний Таврического дворца — заняло два месяца.
Более 30 интерьерных декораций построили в Екатерининском дворце в Лефортово.
Юра Борисов чуть не грохнул антиквариат стоимостью 1,5 млн руб
Для съемок возле Большого театра пришлось выключить всю подсветку рядом стоящих зданий и даже фонтан, чтобы звук журчащей воды и брызги не мешали процессу.
В самом ГАБТ съемочная группа работала пять дней — днем и ночью, пока у театра образовались каникулы.
Ради некоторых сцен приходилось перекрывать московскую улицу Петровку и в субботний день останавливать движение лодок по Фонтанке в Питере.
В проекте участвовало немало ретроавтомобилей: легковые Buick, Rolls Royce, Jeffry, грузовик Adler. Были изготовлены также две копии грузового Fiat и копия бронеавтомобиля — для выступления Ленина возле Финляндского вокзала. «Руссо-Балт» и Magirus нашлись в автопарке «Мосфильма». Для трюковых сцен был сделан трансформер (с козырьком, тентом и проч.).

Для раритетного транспорта потребовалось больше полутонны бензина А-80. В России он уже не производится, но случайно обнаружился на заправке где-то под Екатеринбургом.
В фильме также принимали участие «братья наши меньшие»: собаки, гуси, козы, голуби. Для лошадей в комплексе «Главкино» была выстроена конюшня.
А вот усыпать шелухой подсолнуха улицы Петербурга (говорят, именно так они выглядели после февраля 1917 года) оказалось непросто. Не лузгать же всей съемочной группе семечки! Решили закупить шелуху на заводе растительных масел. А там узнали, для чего она нужна, и просто подарили ее Кончаловскому.
Настоящий револьвер 1914 года держал во время съемки своих сцен Никита Каратаев, сыгравший собирательный образ Алексея Тихомирова.

Для сцены танца главного героя Михаила Прохорова (Юра Борисов) и балерины Матильды Кшесинской (Ольга Лерман) закупили настоящий антиквариат — столик, графины, бокалы и другие предметы сервировки. Всего на полтора миллиона рублей, который Юра едва не снёс, кружась в танце с Ольгой. К счастью, обошлось без инфарктов реквизиторов.



