aif.ru counter
25.05.2009 18:54
Алексей Синельников
165

Алексей Кузьмин, группа «ЛитРес»: «Если модель бизнеса правильная, пираты вам не страшны»

Контент на многих бесплатных сайтах является средством привлечением людей «на халяву», что бы в дальнейшем реализовать какие-то свои задачи. Допустим, страницы могут содержать вредоносные шпионские программы, которые воруют информацию с вашего компьютера. Или пустые ссылки, которые приносят доход своему создателю за ваш насильственный переход на другие, посторонние сайты. Просто помните об этом, заходя на ресурсы, где якобы имеется нужный вам контент. Кроме нарушения закона об авторских правах, владелец сайта может быть еще и изощренным хакером.

Книга на «ЛитРесе» в среднем стоит в 4-6 раз дешевле, чем ее бумажный аналог. Время – тоже деньги, многие прикидывают: потратить двадцать рублей за качественный файл сейчас или потратить час, найти и скачать то же самое, и без гарантии качества. Кроме того срабатывает принцип «хотим быть первыми» - огромное количество литературных новинок первыми появляются именно на «ЛитРесе», чем на любом пиратском сайте. Здесь все просто: чтобы выложить его у себя, они должны как минимум сначала купить книгу у нас.

СПРАВКА:

Компания ЛитРес является крупнейшим в Российской Федерации держателем авторских прав для сети Интернет, полученных по прямым договорам с правообладателями. Ежемесячное пополнение каталога «ЛитРес»  -  1000-1500 позиций: текстовые книги, аудиокниги и мультимедиа. В ноябре 2008 года среднесуточный показатель посещаемости сайта составлял 20 000 чел, а в марте 2009 он вырос до 40 000 чел. К апрелю 2009 года на сервисе было размещено более 16 000 электронных текстов; ожидается, что через год их число удвоится. Объемы продаж отдельных книг измеряются тысячами копий в день.

- Планируете ли Вы выкладывать книги на иностранных языках?

- На «ЛитРесе» уже есть книги наших, отечественных авторов, переведенные на иностранные языки. В основном это фантастика. Что касается зарубежных авторов, то здесь встает вопрос с зарубежными правами. Сейчас ведутся работы со всеми крупными авторами и издательствами. Но за рубежом много стереотипов, непонимания: зачем это надо? Например, два года назад, когда мы только начинали вести это направление, издатели просили отчисления ровно такие же, как за обычную бумажную книгу. Может быть, сейчас мы уже готовы пойти на это, потому что знаем оборот, но тогда не было смысла выплачивать такой аванс. Когда мы выплачивали аванс, скажем, Марининой, Лукьяненко, мы были уверены, что быстро отобьем затраты. Сейчас ситуация ломается, кризис помогает. Тиражи падают, не только в России, но и везде. Издателям нужны новые способы монетизации авторских прав и видно, что их позиция смягчается. Рано или поздно стереотипы сломаются и люди будут с нами сотрудничать.

- Возможно ли продавать ранее не издававшимся авторам свои книги через ваш ресурс?

- Правда жизни такова: верстка каждого файла – трудоемкая задача, ее стоимость - от 10 до 50 долларов. Это работа профессионального редактора. Когда получаем тексты от издательства, гарантированно знаем, что книга, по крайней мере, сверстана. С самодеятельными авторами сложнее. Методика следующая. Мы делаем экспертное заключение – стоит это выкладывать или нет. Ведь можно нарушить сразу несколько законов: о СМИ, об экстремизме и так далее. Это надо предусмотреть. Текст может быть и просто неграмотен, тогда добавляется работа корректора. Мы пока не особо хотим заниматься функциями издательства, но чувствуем, что придется. Тексты  идут. У нас уже появился типовой договор, который мы заключаем с авторами. Он гарантирует, что это оригинальный текст, с таким же успехом этот текст мог быть продан в любое «бумажное» издательство. После заключения этого соглашения текст попадает в соответствующий раздел, если обложки нет, мы ее делаем. Автор видит статистику в режиме on-line, получает отчисления с каждого скачивания.

В Интернете сейчас много графоманов. Если люди раньше могли издаться только на бумаге и 90% рукописей, посылаемых в издательство, тут же отсеивалось, то сейчас в Интернете может издаться любой человек. Я считаю, что плохой книги нет, у любой есть свои поклонники. Мы делаем попытку монетизации этой стихии, разработав сервис, условно, для графоманов. Человек загружает текст, система начинает просчитывать книгу на мат. Если она видит ненормативную лексику, текст сразу блокируется. Второй признак для блокирования – большое количество ошибок. Если их много, текст тоже заворачивается. Если проходит – дальше продается. Автор может задавать себе цену, какую захочет. Это будет не в самом магазине «ЛитРес», а в специальной рубрике под названием «Молодые авторы». Если автор получает определенный сбор (допустим, полторы тысячи рублей за квартал), он переходит в разряд основных авторов. Если этим вопросом заниматься целенаправленно, можно уже подумать о создании литературного агентства. Мы много общаемся с издательствами, и можем продвигать тех или иных интересных авторов основываясь на статистике продаж его произведений.

Этот проект уже разрабатывается на протяжении полугода. Огромное количество авторов вышло из Интернета. Есть много графоманов, но наша задача – отделить от них по-настоящему талантливых людей.

- А не хочет ли ЛитРес завести что-то вроде обозрения новых электронных книг? Ведь ориентироваться в этом потоке сложно.

- Вопрос решается технологично. Давно работаем над рекомендательной системой по книгам. Зная анкету читателя, его предпочтения, видя что он скачал, мы можем предлагать произведения, которые его заинтересуют с большой вероятностью. Когда мы знаем, что профили пользователей совпадает на 70 процентов, гарантированно можно сказать, что предложенное системой будет прочитано. Книг сейчас выходит много, мы пробовали ориентироваться по обзорам. Не работает. Мы интервью брали у авторов, писали рецензии. Не работает. Была идея создать что-то вроде журнала. Выглядит так, будто мы что-то кому-то навязываем. И все книги невозможно описать. Думаю, рецензироваться будут книги популярных авторов и книги, которые интересно рецензировать. Мы же не хотим заниматься всем подряд. У нас есть узкое книжное направление, в нем надо сделать хорошую корреляцию.

- Как вы думаете: к чему приведет в дальнейшем несоблюдение авторских прав в Интернете? Мы уже привыкли к безнаказанности и вседозволенности. Процент пиратства растет.

- Сложно сказать, растет ли. Пиратство – это ответ населения на высокие цены или непонятные сервисы. Когда человека заставляют произвести манипуляцию, которая защитит файл от копирования, а она для него сложна, он начинает искать более простой способ. И уходит к пиратам. 5 лет назад, скажем, dvd-диски стоили 20-30 долларов, их никто не покупал. Когда они стали стоить рублей 70, их стали брать массово. То же самое с программным обеспечением. Пиратство – это некий фильтр. Бесконтрольное пиратство – опасно. Многие люди не знают законодательства, а именно, что тот человек, который скачал и выложил книгу в пиратской библиотеке, несет такую же ответственность, как и владелец библиотеки. Сейчас пошла война с торрентами. Провайдеры могут отключить пользователя, которые качает контент при помощи этой пиратской технологии. Такой вариант уже начал работать за границей. Но и у нас есть закон: тот, кто скачал пиратский контент, тоже виноват.

Мы не стремимся бороться с пиратами. Наша задача – грамотно построить бизнес-модель. Тогда она все равно будет приносить прибыль. Если мы пытаемся дорого продавать на неудобном сервисе и давить юридическим рекэтом, заставляя других уходить с рынка, это неправильно. Мы общаемся с людьми, у нас есть несколько редакторов, бывших владельцев пиратских ресурсов, сейчас они работают на нас. Если тебе нужны деньги – у нас ты заработаешь больше, чем пиратствуя. Договориться всегда можно.

10-20 процентов «населения» Интернета все равно будут пользоваться бесплатным контентом. Идеология у людей такая. Но остальные придут к нам.

- Как быстро появляются книжные новинки на Вашем сайте? Планируете ли Вы увеличение ассортимента зарубежной литературы?

- С зарубежными правами есть проблемы, которые уже решаются, и думаю, до конца года появится много зарубежной литературы. Идут серьезные переговоры с одним из крупнейших издательств России, владеющим большим пакетом зарубежной литературы, По поводу новинок – на «ЛитРесе» некоторые новинки появляются даже раньше, чем выходят на бумаге. До регионов вообще бумажные новинки могут ползти месяцами. В маленьких городах вообще плохо с книгами.

Наш крупнейший партнер – магазин «Москва». Там скоро появится возможность купить книгу в электронном виде. Можно прийти с флешкой, оплатить скачку и купить книгу в электронном виде. Такая у них идея. Не знаю, как это заработает в итоге. Мы появились во всех сетях крупнейших терминалов по приему платежей, идут переговоры о том, чтобы загружать контент через терминалы. Но пока это не пользуется популярностью, люди просто не привыкли. Это пока еще будущее. Будущее – это когда едешь в метро, скачиваешь книгу через телефонный Интернет и читаешь.

- Можно ли у вас заказать книгу? Например, Библию.

- Библия, по-моему, у нас есть, даже в аудиоформате. Даже несколько. Что бы заказать что-то очень уж редкое, нам нужна гарантия оплаты, тогда мы этим займемся. Если написать нам, хуже не будет, мы будем знать, что это востребовано. Пользователи часто нам пишут, мы всегда с ними в контакте. Гостевую книгу мы не заводим, потому что она начинает захламляться. Мы форум не запускаем, потому что это будет не то. Магазин есть магазин, не должно тут быть фрагментов социальной сети.

- Планируете ли вы менять или улучшать дизайн сайта ЛитРеса?

- Дизайн сайта разработан для продажи. Можно сделать очень красивый дизайн, и он не будет продаваться. Красота дизайна не несет в себе большого количества задач. Картинки, рюшечки лишь отвлекают людей. Все квадратное – это отлично. Главное – запоминающийся дизайн.

- А кроме PC Magazine будете еще какие-нибудь глянцевые издания продавать?

- Мы работаем с литературными журналами типа «Знамя» и «Мир фантастики». На самом деле мы готовы любые журналы брать, гламур бы не хотелось, он просто неинтересен. А журнал об охоте, рыбалке – это интересно. Такие журналы покупают ради одной статьи. Номер долго не живет, а вот человеку он нужен. И куда идти?

- Интересный у вас бизнес. Получается, что вы в своем роде монополисты?

- Есть и параллельные структуры, мы не монополисты, но процент рынка занимаем достаточно большой. Мы просто одними из первых пришли и начали делать все правильно, как нам кажется. Мы внимательно изучили ошибки предшественников.

- При оплате книг посредством sms, цена существенно возрастает по сравнению с заявленной и становится сравнимой с бумажной книгой. Планируется ли некоторое удешевление электронных текстов? Можно ли договориться с сотовыми операторами, чтобы не драли «три шкуры»?

- Это касается не нас, а сотовых операторов. Прогресс есть, Билайн уже снизил свои расценки до 30%. Это не основной вид их деятельности, поэтому затраты достаточно большие, с их точки зрения. Сейчас рынок книг очень вырос, на нем появилось больше денег, и падает маржа. Цены на книги мы выставляем с учетом комиссии при покупке через sms - в конечном итоге книга должна быть в 2-3 раза дешевле, чем ее бумажный аналог.

- Совместный проект между сайтом «Аргументов и фактов» и компанией «ЛитРес» оправдывает ожидания?

- «АиФ» у нас был первым партнером из СМИ, который отважился на сотрудничество с нами, хотя в массовом понимании - это авантюра. На самом деле, как ни странно, в этом проекте есть деньги, которые не зависят ни от рекламы, ни от кризиса. В кризис у нас продажи даже увеличились, потому что бумажная книга стоит дорого.

У «АиФ» интересная для нас аудитория. Ее запросы довольно сильно отличаются от «средней по больнице». Через этот ресурс покупается очень много книг делового направления. Посмотрим статистику через полгода. Когда люди поймут, что здесь появляются новинки художественной литературы, они будут приходить и за этим. Хотя возможно, что деловая литература здесь так и останется в топе.

- Что бы вы могли сказать в заключение пользователям Сети?

- Думаю, лучше покупать легально, чем уходить в пиратство. Есть вопросы еще чисто социальные – автор тоже тратит силы и время на написание продукта. Если мы качаем бесплатно, мы его кидаем на деньги. Нужно понимать, что это просто неправильно.

Полный текст онлайн-конференции Алексея Кузьмина вы найдете в разделе «КОНФЕРЕНЦИИ»

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество