Примерное время чтения: 5 минут
3924

XXVIII Международная книжная выставка-ярмарка: бумажный апокалипсис

Георгий Зотов.
Георгий Зотов. Коллаж АиФ

Вот так вспомнишь — масса народу сидела с потрёпанными обложками в руках, и когда человек вдруг вскакивал, устремляясь к двери, было видно — он проехал свою остановку, слишком увлёкся чтением. Закончено, забудьте.

Михаил Веллер

Теперь народ пишет эсэмэски по телефону, играет на планшетах, слушает музыку в плеерах, «шарится» по интернету — зря, что ли, в «подземке» провели бесплатный wi-fi? Хороший знакомый из издательства сказал — это всё равно, что книге приставили к голове — простите, к обложке — пистолет и нажали на спусковой крючок. Чтение больше не модно. Развлечений кругом так много, а времени так мало, в сутках всего 24 часа. Есть социальные сети, есть сериалы, есть компьютерные игры, на романы, повести и рассказы у потенциального читателя жизни не остаётся. Согласно опросу ВЦИОМ, 44 (!) процента россиян признались, что за последний год не прочли ни одной книги, да и в принципе не читают. Мы даже не заметили, как утратили статус самой читающей страны в мире. В США, упрекаемых нашими ведущими сатириками в тупости и бездуховности, полностью игнорируют книги лишь 32 процента населения, а больше всех на планете отныне читают индусы. Зато 53 процента американцев «общаются» с книгой ежедневно (хотя, как и у нас, основные любители литературы там — дамы бальзаковского возраста). Чтение на Западе аналогично переходит в электронный формат, но публика покупает тексты, а не скачивает бесплатно: интерес к книгам остаётся стабильно высоким. Именно поэтому произведения таких писателей, как признанный мастер жанра «хоррор» Стивен Кинг, продаются в Америке тиражами в три миллиона экземпляров, у нас же — 20 000 штук на всю страну, да и то с трудом. За последний год тиражи книг в России упали на 18,6 процента, количество переводной литературы сократилось на 10 процентов и будет уменьшаться дальше — платить-то правообладателям надо долларами. Книжные магазины с начала кризиса закрываются пачками, в результате у нас теперь один книжный приходится на 50–55 тысяч человек… для сравнения, в ЕС — на 5–6 тысяч. В некоторых (разумеется, небольших) российских городках вообще не осталось мест, где можно купить книгу. Что называется, приехали.

…Отчего же так получилось? Причин много, и они слиплись в снежный ком, который лавиной прокатился по российской книжной индустрии. Во-первых, официальная пропаганда чтения в России настолько беспомощна и убога, что похожа на выступление престарелых клоунов-инвалидов в замшелом цирке. Чего стоят только идиотские ролики, где Пушкин читает рэп, а Гоголь играет в баскетбол, или плакаты — дескать, Донцова осталась без мопсов, а писатель Олег Рой — без штанов, ибо их книги украли «пираты» с ресурса «Флибуста»… реакция читающей публики обычно одна: «Да так им и надо, проживут и без мопсов, совсем зажрались, буржуи».

Дмитрий Быков.
Во-вторых, государство совсем не обращает внимания на полуживое существование книжных магазинов, отказываясь снизить им аренду и НДС, — в итоге средняя цена книги в Москве уже составляет 500–700 рублей, а это большинству людей не по карману. В-третьих, расцвело книжное пиратство, которое целое десятилетие игнорировалось крупнейшими издательствами — «да, как-нибудь само рассосётся». Не рассосалось. Сейчас доступ к той же «Флибусте» ограничен по решению суда, но на деле куча провайдеров не закрыли этот сайт: борьба с пиратством по большей части выглядит профанацией. В-четвёртых, изрядно виноваты и сами российские издательства — они до сих пор не могут поверить в то, что культура чтения стремительно меняет формат, перемещаясь с бумаги на цифровые носители. Как справедливо отмечает писатель Никита Аверин, «к продаже книг подходят, как к торговле овощами или другими скоропортящимися продуктами, — стараются выжать максимальную прибыль без вложения в рекламу и каких-либо экспериментов». Вспомните, как давно вы слышали о новом авторе сногсшибательной книги? Ха, и вряд ли услышите. Читатели не покупают книг новичков, а издательства предпочитают печатать уже проверенные имена, каковые гарантированно приобретёт аудитория, — Акунин, Донцова, Лукьяненко. Только вот от одного и того же набора книг потребители тоже устали. «Мы подошли к точке невозврата, — считает писатель-фантаст Диана Удовиченко. — Нежелание издателей искать новые методы продвижения авторов, непрофессионализм книготорговцев, потеря рынка электронных текстов сделали своё дело». Действительно, добавить к этому нечего.

…Сегодня в Москве на ВВЦ открылась XXVIII Международная книжная выставка-ярмарка. С каждым годом там присутствует всё меньше издателей, и представляют всё меньше наименований книг. Недавно, общаясь с человеком 20 лет от роду, я процитировал Булгакова. Он меня не понял, ибо не читал «Мастера и Маргариту»: сей факт сейчас мало кого удивит. Люди, не читающие книг, перестали быть редкостью, но власть это по-прежнему не волнует. Ведь, в конце концов, хорошо сказано в «Трудно быть богом» незабываемых братьев Стругацких: «Нам умные не надобны. Надобны верные».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оцените материал
Оставить комментарий (7)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах