Где-то в середине 1960-х в СССР стал быстро набирать популярность жанр шпионского триллера. В силу специфики сюжеты таких фильмов были посвящены не столько историям разведчиков и контрразведчиков эпохи Холодной войны — как в «Мёртвом сезоне» или в «Ошибке резидента». Чаще действие картин происходило в годы Великой Отечественной, когда шло противостояние с жестоким и беспощадным врагом. «Щит и меч», трилогия про «Сатурн». И, разумеется, многосерийный телефильм «Семнадцать мгновений весны», который и сейчас является классикой отечественного кино и едва ли не лучшим шпионским триллером, снятым в СССР.
Популярный писатель Семенов
Режиссер Татьяна Лиознова выбрала для своего нового фильма произведение Юлиана Семенова не просто так. Писатель этот на тот момент был относительно молодой (всего-то 40 лет), но уже известный и популярный. По его книгам было снято несколько фильмов, в том числе два — по циклу про разведчика Штирлица (или Максима Максимовича Исаева, или Всеволода Владимирова). Правда, если в картине «Пароль не нужен» Исаев-Владимиров выступал под своим именем (его играл Родион Нахапетов), то из сценария «Майора «Вихря» Семенов этого персонажа убрал. Но из большого и детального романа «Семнадцать мгновений весны» Штирлица не вычеркнуть; к тому же в этом случае вместе сходилось много дорог — тут и война, и противостояние разведок, и шпионские игры. В общем, беспроигрышный вариант.
...он же Штирлиц
К моменту написания сценария — это 1968 год — Семенов написал про Штирлица только две книги — те самые «Пароль не нужен» и «Майор «Вихрь». Собственно одноименный с фильмом Лиозновой роман вышел в 1968-м, а к началу съемок, в 1970-м, появились ещё две части — «Бомба для председателя» и «Бриллианты для диктатуры пролетариата»; по иронии судьбы, по хронологии событий это были две крайние точки бурной биографии легендарного литературного разведчика — самый конец и самое начало. То есть читателям и даже зрителям этот персонаж был знаком, но в народный фольклор пока что не попал. И фактически Лиознова сильно рисковала — она снимала кино про войну и немцев без боевых действий на черно-белую пленку и очень продолжительное, на 12 серий. И ей требовалось не опустить планку, которую она сама же установила, сняв «Три тополя на Плющихе».
Герой анекдотов
Про съемки «Семнадцати мгновений весны» написаны книги, а число статей подсчитать, скорее всего, невозможно. Ясно одно — уже с момента выхода первой серии на советском Центральном телевидении (это случилось 11 августа 1973 года) фильм Лиозновой превратился в трудно описываемый феномен. Узнаваемая музыка Микаэла Таривердиева, сюжет про нашего разведчика в самом центре фашистского логова, народные в полном смысле этого слова актеры в ролях немецких партийных бонз — и всё это на фоне действия, которое происходило в ту весну, которая и стала победной. Цитаты из фильма быстро ушли в народ, а Штирлиц — неожиданно для авторов — стал персонажем анекдотов, причем иногда — очень неприличных. Впрочем, это, пожалуй, означало настоящую зрительскую любовь — ведь Штирлиц попал в компанию к Чапаеву и поручику Ржевскому.
Штирлиц среднего возраста
В своих книгах Юлиан Семенов разработал достаточно подробную биографию своего самого узнаваемого персонажа; правда, он создал его на основе фактов из жизни реального советского агента в Третьем рейхе Вилли Лемана. Но в целом Исаев-Штирлиц получился фигурой самостоятельной и без определенного прототипа. Родился он (как Всеволод Владимиров) 8 октября 1900 года где-то в Забайкалье; до «Семнадцати мгновений весны» успел повоевать на фронтах Гражданской, был агентом в Китае, Австралии и США. Участвовал и в войне в Испании в конце 1930-х — помог советской разведке добыть чертежи самолета «Мессершмитт», — а уже в 1945-м был среди тех, кто помог спасти Краков от разрушения.
Во время действия «Семнадцати мгновений...» Штирлицу 45 лет; сыграл его 43-летний (на момент съемок) Вячеслав Тихонов, для которого эта роль стала знаковой. Он получил за эту роль звание народного артиста СССР и навсегда остался для зрителей тем, кто сыграл самого известного разведчика в советском кино — хотя у него было около 70 самых разноплановых ролей. Впрочем, верен и обратный эффект — сейчас Штирлица представляют исключительно в образе Тихонова, хотя эту роль исполняли Нахапетов, Владимир Ивашов («Бриллианты для диктатуры пролетариата»), Всеволод Сафонов («Жизнь и смерть Фердинанда Люса»), Улдис Думпис («Испанский вариант») и Даниил Страхов (сериал «Исаев»).
Остальным актерам тоже не удалось избежать своеобразного «проклятия „Семнадцати мгновений“». Зрители хорошо запомнили сыгранных ими реальных исторических персон — и представляют их только так, как показано в фильме Лиозновой.
Какими были «приспешники Гитлера»
В силу сюжета «Семнадцати мгновений весны» в фильме появилась почти вся верхушка Третьего рейха, начиная с Гитлера, которого изобразил немецкий актер Фриц Диц; любопытно, что Диц, в принципе, был очень разноплановым актером, но в советском кино запомнился именно по ролям германского фюрера, которого играл в семи фильмах (в том числе и в эпопее Юрия Озерова «Освобождение»), а созданный им образ повторяли буквально все актеры в других, в том числе и современных проектах.
Вальтер Шелленберг был начальником VI отдела РСХА (Главное управление имперской безопасности), которое занималось политической разведкой. В романе и в фильме Шелленберг был непосредственным руководителем Штирлица, в 1945 году ему исполнилось 35 лет. У Лиозновой его играл Олег Табаков, который был всего на год старше; потомки Шелленберга отметили игру советского актера — они написали ему, что он очень похож на «дядю Вальтера». Был ли это комплимент — неизвестно.
Рейхсляйтера Мартина Бормана сыграл бард и автор песен Юрий Визбор, на счету которого несколько ролей в кино, но эта — самая известная. На съемках Визбору было около 38 лет, и он был на 7 лет младше своего персонажа, который был ровесником Штирлица.
Если сейчас кого-либо попросить описать шефа гитлеровского гестапо Генриха Мюллера, то скорее всего будет получен словесный портрет актера Леонида Броневого. Но реальный Мюллер совершенно не был похож на добродушного толстяка, каким он получился в «Семнадцати мгновениях» — у актера и сыгранного им персонажа совпадает только возраст, обоим было по 45 лет. Броневому, кстати, слава «всесоюзного Мюллера» не особо мешала — ему удалось сыграть и других примечательных героев вроде герцога в «Том самом Мюнхгаузене» или Велюрова из «Покровских ворот».
Василий Лановой тоже был на 7 лет младше своего персонажа — ему было 38, а обергруппенфюреру СС Карлу Вольфу в 1945-м — 45. Впрочем, это как раз было в пределах допустимой погрешности — к тому же в СССР про Вольфа было мало что известно, хотя послевоенная биография у него достаточно примечательная. Он несколько лет просидел в тюрьме, но Нюрнбергский трибунал его не судил; по слухам, это было частью договоренностей, достигнутых Вольфом на переговорах с американцами. Долгое время он находился на свободе, но в 1961-м его снова арестовали, обвинили в участии в Холокосте — и приговорили к 15 годам заключения. Он вышел в 1971-м по состоянию здоровья; как раз в этом году Лиознова начала основные съемки своей эпопеи, в которой Вольфу было отведено заметное место. Ну а скончался этот нацист в 1984-м — к сожалению, собственной смертью.