Примерное время чтения: 7 минут
834

Чей Марс? История противостояния двух «Марсиан»

Александр Куликов и Мэтт Деймон.
Александр Куликов и Мэтт Деймон. Коллаж АиФ

Создателям успешных фильмов нередко приходится, помимо почивания на лаврах и подсчета прибыли, разбираться и с обвинениями в плагиате. Правда, попытки различных претендентов на авторство доказать свою правоту в суде обычно заканчиваются ничем: в творчестве любая идея вполне может прийти в голову сразу нескольким людям, и прав будет тот, кто успел реализовать задумку первым. Правда, у режиссера и продюсера Джеймса Кэмерона случались и обратные ситуации: он был вынужден выплатить отступные, сумма которых не раскрывается, писателю-фантасту Харлану Эллисону за отдельные сюжетные линии своего «Терминатора».

Но тому же Кэмерону удалось доказать, что сюжет фантастического фильма «Аватар» (вышел в 2009 году и вот уже 10 лет является самой кассовой лентой всех времен) придумал именно он, а не многочисленные претенденты на авторство. Среди этих претендентов были, кстати, и наши соотечественники: например, старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, который, пожалуй, вряд ли когда-нибудь бы снял свой собственный «Аватар». Но вот с «Марсианином» Ридли Скотта как раз это и случилось: у него появился российский двойник.

Что за «Марсианин»?

В 2009 году программист Энди Уир начал выкладывать в интернет главы своей научно-фантастической книги об астронавте, который оказался на Марсе в полном одиночестве. К 2012 году книга была готова, Уир начал продавать электронные копии на Amazon. Она оказалась относительно успешной и вскоре заинтересовала кинематографистов. Снимать фильм поначалу должен был сценарист Дрю Годдард (для него это был бы режиссерский дебют), но он лишь написал сценарий и ушел из проекта.

Впрочем, замена нашлась на удивление быстро: кресло постановщика занял прославленный Ридли Скотт, который ради «Марсианина» даже отложил работу над фильмом «Чужой: Завет». На главную роль с самого начала был выбран Мэтт Деймон.

«Марсианин» вышел в прокат осенью 2015 года и в первый уикенд в США заработал $52 млн (это довольно высокий показатель для октября). Общие сборы картины в итоге составили $630 млн, и она многократно окупила свой 108-миллионный бюджет. Фильм хвалили критики (по данным сайта Rotten Tomatoes, у него 91% положительных рецензий), а с началом премиального сезона он собрал целую россыпь номинаций на престижные награды. Впрочем, с этим случился казус: «Марсианин» считался одним из фаворитов «Оскара», но из семи номинаций (в их числе — и «Лучший фильм») не выиграл ни в одной. Но два «Золотых глобуса» фильм взял: стал лучшей комедией/мюзиклом, а Деймон, соответственно, — лучшим актером в комедии.

Российский «Марсианин»

Пока Уир выкладывал свою книгу на Amazon, а кинокомпания 20th Century Fox еще только готовилась выкупать права на экранизацию, в России был запущен свой собственный «Марсианин». Его производство началось в 2012 году, а в 2014-м был представлен первый трейлер. Правда, к тому времени съемки западного «Марсианина» шли полным ходом, и было понятно, что это соперничество проиграно еще на старте.

Понимали это и создатели российского фильма, а потому в сентябре 2015 года («Марсианин» Скотта уже был показан на фестивале в Торонто) сценарист нашей версии робинзонады на Марсе Михаил Расходников подал на 20th Century Fox в суд, обвинив компанию и Уира в плагиате. Свой ущерб Расходников оценил в 50 млн рублей.

Расходников утверждал, что свой сюжет придумал еще в 2007 году. Потом он написал сценарий и разослал его в различные кинокомпании, в том числе и в Fox. Сценарий принят не был, а когда вышел роман Уира, Расходников обращался в Fox за разъяснениями: там ему указали, что писатель в России не был, русского языка не знает и сценария не читал.

«Когда я прочитал эту книгу, для меня стало очевидным сходство, потому что вся канва, сюжет и действующие лица очень похожи», — говорил Расходников.

Суд он, правда, проиграл: судья принял решение считать «Марсианина» Ридли Скотта оригинальным фильмом.

Что показано в российском «Марсианине»?

Наш фильм делала кинокомпания «Союз Маринс Групп», руководитель которой — Александр Куликов — стал режиссером фильма и исполнителем главной роли. Других персонажей сыграли Андрей Смоляков (руководитель полетов Ковалев), Анна Банщикова (психолог ЦУПа Анна), Григорий Сиятвинда (телеведущий Гриша Стар), Максим Виторган, Юрий Цурило и даже Борис Моисеев (олигарх Роман Альбертович, лица которого в кадре не видно).

К моменту проигрыша в суде работа над фильмом близилась к завершению. Но фактически выпускать его было нельзя: в этом случае уже российских киношников обвинили бы в плагиате. Поэтому релиз картины был задержан на два года. Смерть Куликова в авиакатастрофе в 2016 году еще дальше отодвинула срок релиза. Менялся сценарий, переснимались отдельные сцены, фильм получил и другое название: «Пришелец».

Сейчас сложно сказать, каким изначально должен был стать наш «Марсианин». В новой версии сходство с фильмом Скотта прослеживается только в завязке: космонавт, участник марсианской экспедиции, оказывается на далекой планете в одиночестве и ждет помощи с Земли. Но дальнейший сюжет у «Пришельца» идет по-другому, не по «марсианскому» пути.

В «Марсианине» герой Деймона выживает как может, сажает картошку на марсианском грунте и ведет научные наблюдения. В «Пришельце» главный герой просто страдает. В «Марсианине» руководители полета прилагают титанические усилия, чтобы спасти своего астронавта, в «Пришельце» у космического агентства денег нет и никакой помощи тоже нет. Вместо помощи русскому космонавту (его фамилия, кстати, — Чапаев) бизнесмены предлагают организовать реалити-шоу о жизни на Марсе. Идея получается доходная, но со временем реального человека подменяет дублер, а Марс снимается на Земле. Чапаев оказывается никому не нужен.

Возможно, не будь снят «Марсианин» Ридли Скотта, «Пришелец» получился бы лучше и логичнее, хотя, честно говоря, российская кинофантастика радует редко. Фильм, кстати, всё-таки вышел в прокат с трехлетней задержкой, но заработать уже не мог даже теоретически. Так и вышло: сборы составили всего 14,4 млн рублей, что для картины с производственным бюджетом в 350 млн рублей — результат, пожалуй, катастрофический. Недаром «Пришелец» входит в различные рейтинги самых провальных российских проектов, а недавно видеоблогер BadComedian включил его в свой обзор под тегом «#МарсНаш. Заслуженно, хотя в провале фильма есть и определенная доля невезения: просто одна и та же мысль одновременно пришла в голову двум людям. А первыми довели идею до реализации американцы: писатель Энди Уир и режиссер Ридли Скотт.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах