Фильмы, оказавшие влияние на мировую киноиндустрию, и многочисленные номинации на «Оскар» — сегодня Ридли Скотт считается одним из самых успешных режиссёров нашего времени, но даже на его пути было множество кассовых провалов и осуждения критиков.
АиФ.ru вспоминает знаковые фильмы знаменитого британца.
«Чужой», 1979 год
«Чужой» — один из первых и самых знаменитых фильмов Скотта. На момент выхода хоррора о космическом экипаже, перехватившем неопознанный сигнал, британскому режиссёру было чуть больше 40 лет. В то время он только дебютировал на большом экране и был больше известен в качестве автора рекламных роликов.
Читайте также: Что нужно знать о серии фильмов про Чужих и в каком порядке их смотреть?
Сценарий «Чужого» попал к Скотту случайно. После того как многие именитые режиссёры отказались от «глупого фильма о чудовище, вылезающем из груди», а бывший рекламщик оказался единственным, кто сразу сказал: «Я сделаю это». Скотт собирался снять «Техасскую резню бензопилой от мира научной фантастики», и, после того как приступил к работе, студия, поверив в потенциал картины, вдвое увеличила её бюджет. Ни об одном потраченном долларе продюсеры не пожалели: «Чужой» окупил свои расходы в 10 раз. А после премьеры, которая состоялась в Лос-Анджелесе, ещё несколько дней у кинотеатра стояла непрекращающаяся очередь из желающих попасть на сеанс (при этом некоторые зрители в панике выбегали из зала не в силах вынести ужас, происходящий на экране).
«Бегущий по лезвию», 1982 год
Сегодня киноистория об охотнике на беглых андроидов известна нам как один из «лучших фантастических фильмов всех времён», однако в 1982 году все думали иначе.
Читайте также: «Бегущий по лезвию»: история главного «провала» Ридли Скотта
Неудачи с «Бегущим по лезвию» преследовали кинематографистов с самого начала: сперва перфекционист Скотт своими бесконечными доработками сценария испортил отношения почти со всей съёмочной командой, затем доводил до слёз актёров, требуя переснимать сцены по 30 дублей, а вскоре в несколько раз превысил запланированный бюджет. Когда же дорогостоящая экранизация антиутопии Филипа К. Дика не понравилась фокус-группе, продюсеры в срочном порядке сами переделали мрачный финал. Но даже это не помогло: ни профессиональные критики, ни обычные зрители не поняли иносказательного языка «Бегущего...», не оценили меланхоличность и намеренную медлительность фильма. В восьмидесятые годы лента провалилась. Свою ошибку публика осознала лишь через несколько лет, когда влияние картины Скотта на современную культуру и вообще весь жанр фантастики было уже очевидным.
«Тельма и Луиза», 1991 год
Скотт никогда не зацикливался на одном жанре, но всё же роуд-муви «Тельма и Луиза» можно назвать одной из самых нехарактерных работ для этого режиссёра. Снимая фильм о двух женщинах, которые, застрелив несостоявшегося насильника, пускаются в бега, Скотт наконец стал прислушиваться к предложениям актёров по изменению тех или иных сцен. А так как советы исходили в основном от Сьюзан Сарандон, результат не заставил себя ждать: «Тельма и Луиза» получилась подчёркнуто феминистской картиной.
В случае с криминальной драмой «Тельма и Луиза» Скотт впервые решился на забавный эксперимент, смонтировав его так, что зрители думали, будто пойдут смотреть комедию про женскую дружбу. Что удивительно, «обман» никого не расстроил, наоборот, зрительницы совершали настоящее паломничество по местам съёмок фильма. Ещё одной из важных находок «Тельмы и Луизы» стал начинающий актёр Бред Питт, в пользу которого Скотт отказал Джорджу Клуни, который также хотел играть в фильме главную мужскую роль.
«Гладиатор», 2000 год
«Гладиатор» стал для Скотта очередным рискованным проектом: в то время исторические фильмы перестали пользоваться зрительским успехом, и Голливуд уже был готов проститься с Античностью. Однако трагической истории о гладиаторе Максимусе решили дать шанс, а для убедительного воспроизведения Древнего Рима пригласили Скотта: дизайнера по первому образованию. Ему уже удалось передать футуристический мир «Бегущего по лезвию» и психологию военных в «Солдате Джейн», поэтому и здесь уверенный в себе режиссёр не слушал советы экспертов по Античности. Вместе с художниками он создал вымышленную, но очень эффектную Римскую империю с пёстрыми нарядами и немного фэнтезийным оружием.
Когда фильм вышел на большие экраны, многие критики были недовольны его сценарием и достоверностью. Зато зрители не скрывали своего восторга: при бюджете в $100 млн лента заработала $450 млн. Но самое интересное, что «Гладиатор» стал редким исключением, когда «коммерческий блокбастер» был удостоен сразу пяти премий «Оскар», в том числе в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая мужская роль».
«Чёрный ястреб», 2001 год
Можно не любить весь голливудский кинематограф, но невозможно не уважать его за то, как американцы умеют делать патриотическое и человечное кино даже о своих неудачных военных операциях. Боевик «Чёрный ястреб», рассказывающий историю провальной армейской операции американских спецназовцев в Сомали, — ещё одно тому подтверждение.
На этот раз Скотту пришлось мириться с присутствием на съёмочной площадке нескольких военных советников. И, даже несмотря на очевидное вмешательство Пентагона, британцу удалось снять образцовый военно-политический боевик. Конечно, режиссёра не раз обвиняли в попытке приписать все заслуги американцам, отодвинув на задний план действия миротворцев из других стран, зато к художественным достоинствам «Чёрного ястреба» ни у кого вопросов не возникло. Эта же картина принесла режиссёру очередную номинацию на премию «Оскар».
«Царство небесное», 2005 год
Взявшись за «Царство небесное» через пять лет после «Гладиатора», режиссёр снова рисковал: сравнения со звёздным фильмом было не избежать. Так и случилось: новому историческому фильму британца публика вынесла неутешительный приговор. Когда же в продажу поступило видео с полной режиссёрской версией блокбастера, Скотта «реабилитировали». Оказывается, прокатчики настояли на урезанной версии фильма, художественный замысел в которой серьёзно пострадал.
Даже несмотря на утверждения знатоков истории, что фильм побил все рекорды по количеству исторических неточностей, «Царство небесное» остаётся одной из визитных карточек режиссёра. На примере крестовых походов британец показал свой взгляд на вечное противостояние Запада и Востока, христианства и мусульманства.
«Гангстер», 2007 год
Картина 2007 года с Расселом Кроу и Дензелом Вашингтоном в главных ролях стала первым фильмом Скотта о гангстерах. Возможно, поэтому режиссёр ничего нового здесь не изобрёл, зато не отступил от традиций криминального жанра и снял образцовую драму. Британец сделал суперзвездой (наряду с уже давно мифологизированными на экране Аль Капоне, Диллинджером, Бонни и Клайдом) Ники Барнса (в фильме его зовут Фрэнк Лукас), который в семидесятые наладил перевозки героина из Юго-Восточной Азии в Америку.
Читайте также: Только бизнес: история Барри Сила, контрабандиста и «стукача»
10 лет назад «Гангстер» Скотта получил признание и у массового зрителя, и у киноакадемиков. А сейчас этот фильм вновь обрёл актуальность: в октябре стало известно, что соавтор сериала «Нарко» Крис Бренкето взялся за разработку сериала «Крёстный отец Гарлема», который расскажет предысторию криминальной драмы Скотта.