Примерное время чтения: 8 минут
38841

Бомба 80-х. Почему Тодоровский не хотел снимать «Интердевочку»

АиФ №4. В чём истинное богатство России? 22/01/2014 Сюжет Наше старое кино
Компанию «на панели» Елене Яковлевой составили Любовь Полищук, Ингеборга Дапкунайте, Ирина Розанова. 1989 год.
Компанию «на панели» Елене Яковлевой составили Любовь Полищук, Ингеборга Дапкунайте, Ирина Розанова. 1989 год. Кадр из фильма

«В СССР секса нет!» Эта фраза стала афоризмом раннеперестроечной эпохи. Поэтому можно представить, какой секс-бомбой взорвалась в 1989-м «Интердевочка» Петра Тодоровского.

Очереди в кинотеатры занимали с ночи. За год проката — 40 млн зрителей, сборы — 20 млн долл. А ведь Пётр Ефимович Тодоровский всё снял предельно этично — чтобы Елену Яковлеву не терзали душевные муки из-за того, что играть ей придётся не милую, симпатичную советскую медсестру, любящую дочь интеллигентной учительницы словесности, играющую на рояле и декламирующую Пастернака наизусть (такой Таня Зайцева была днём), а «ночную бабочку», порхающую из постели в постель.

Проституток — нет!

Свою повесть Владимир Кунин назвал «Проститутка». И отдал в 1988-м в журнал «Аврора». Название вызвало взрыв негодования в верхах: проституции в Стране Советов нет, а проститутки, значит, есть? Как весело разъясняет подвозящему её таксисту в фильме сама Таня, «статьи для нас в Уголовном кодексе не существует, потому что само вот это вот социальное явление отсутствует в стране полностью». Поэтому Кунин переименовал повесть в «Интердевочку». Термин этот — его личное изобретение, вошедшее и в обиход, и в словари, став названием ещё и известной песни про нищих советских мужиков, которым зарплаты не хватит её, валютную, обнять, не говоря уж про поцеловать. «Без штанов останешься!» — как говорит опять же Таня Зайцева. Сам же писатель считал этот вынужденный термин «идиотским словечком» и вообще из 35 своих сценариев этот считал «посред­ственным, но неожиданно попавшим в струю». Впослед­ствии он не принял трактовку режиссёра и фильм в целом. Да и сам Тодоровский не считал его одной из лучших своих картин.

Елена Яковлева и Любовь Полищук в фильме «Интердевочка».

Сюжет посетил Кунина, ещё когда он жил в 1986-м в Польше, в варшавском «Гранд-отеле», и плотно общался с валютными. Героиня, соответственно, должна была быть полькой, п­олюбившей шофёра-дальнобойщика. А уже работая над будущей «Интердевочкой», К­унин, которому тогда было за 60 (а он был лауреатом Г­оспремии и премии Ленинского комсомола, в прошлом в­оенный лётчик и цирковой акробат), с разрешения начальства «внедрился» на 4 месяца в спецгруппу по валютным операциям и по надзору за иностранцами и валютными проститутками. А потом он перешёл «линию фронта» и стал изучать уже нравы самих интердевочек. Так что за точность фактуры — судеб, историй, сюжетов, событий — автор отвечал вполне. Любопытно, что швед­ский актёр Томас Лаустиол, сыгравший Эдварда Ларсена, мужа Таньки, сам некогда сожительствовал несколько лет с валютной проституткой из Чехословакии и считает, что, если любишь, всё остальное не имеет значения.

Кунин принёс повесть Мире Тодоровской, супруге маститого режиссёра-фронтовика, известного нежными, лирико-романтическими фильмами: «Был месяц май», «Военно-полевой роман». «Я кино вообще тогда не занималась, — рассказывает «АиФ» Мира Григорьевна, — но меня привлекла коммерческая сторона, хотя я не могла тогда предположить такого успеха. Понравилась мне и необычная человеческая история. Я сразу увидела именно Яковлеву в главной роли, заметив её ещё в «Плюмбуме» Абдрашитова. Но надо было уговорить мужа — многим было смешно представить, как Тодоровский снимает фильм про проститутку! Он не соглашался категорически. И ведь правда, он деревенский чистый человек, таким всю жизнь и прожил. Всё это для него было ужасно — доллары, валютные проститутки и пр. Я его специально водила к «Националю», показывала интердевочек. Он был против Лены Яковлевой, упорно считая, что все эти девицы должны быть г­рудастыми и задастыми. А у неё «ни там, ни тут». Сам Кунин думал о Т­атьяне Догилевой, были ещё кандидатуры Натальи Андрейченко и даже польской сексапильно-яркой звезды Катажины Фигуре, которой послали сценарий. Но утвердили Яковлеву — без «фигуры».

Сниматься обнажённой Яковлева долго отказывалась. Кадр из фильма «Интердевочка», 1989 год.

«Я нашла в Швеции партнёра, продавца скота, он дал 200 тыс. долл., огромную по тем временам сумму, — продолжает Мира Григорьевна. — И наши киноначальники сдались, добавили госденег. Мы сделали шведскую версию, односерийную, и она шла у них в прокате. У нас считали, что героиня должна быть наказана и погибнуть. Для шведов же мы оставляли возможность надежды. А в общем это добрая, человечная картина про любовь, про несчастную женщину, потому что Тодоровский снимал всю жизнь только такое кино».

Самые известные фильмы о падших женщинах. Инфографика: АиФ

Кровать-качалка

А теперь вспомним: много ли в картине «про это» как раз этого самого, а именно секса и обнажёнки? Получается, что ничего нет! Ну мелькнули бюсты ведущих наших актрис, ну Яковлева в трусиках и лифчике... Яковлева сниматься обнажённой в постельных сценах категорически отказалась. В итоге ключевую сцену фильма, где Татьяна вынуждена отработать у своего давнего японского клиента недостающую ей для выезда в Швецию сумму (750 долл.), снимали с участием почти всего мужского состава группы: один раскачивал прикроватную тумбочку со светильником, а остальные, включая режиссёра, трясли кровать. Всё это должно было выражать сексуальную мощь неутомимого японца. А самого его в кадре вообще нет. Зато есть крупный план лица Яковлевой, смазанного глицерином — как бы «трудовым» потом. Лицо это с безучастно мотающейся из стороны в сторону головой напоминает мученический облик пионерки на допросе в гестапо. «У меня никогда не было такой женщины, как ты, Танья», — сказал правду японец. Такой лежащей «недвижимостью» интердевочки уж наверняка не было. Но разве могли поступить иначе советский режиссёр-классик и молодая советская актриса? Тем более в стране, где секса не было.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (9)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах