Пётр Тодоровский настолько мастерски снимал женщин, что его даже прозвали «дамским мастером». Почти все актрисы, снимавшиеся в его фильмах, получили призы за лучшие женские роли. Однако не со всеми кинодамами у режиссёра сложились хорошие отношения.
Ирина Розанова. «Анкор, ещё анкор!», 1992 год
«Работу с Тодоровским я считаю подарком судьбы, — призналась Ирина Розанова в программе Первого канала „Пока ещё не поздно“. — Молодые режиссёры обычно сидят где-то вдалеке на стульчике, а Пётр Ефимович всегда находился рядом с актёрами, прямо перед нашими глазами, потому что он понимал: съёмка — это живой процесс». Розанова сыграла главную роль в фильме «Анкор, ещё анкор!» — любимом фильме самого Тодоровского.
Елену Яковлеву режиссёр тоже позвал в картину. Но она скрыла от него, что была беременна. «Снимали, как герой Никоненко в кальсонах и с офицерским ремнём гоняет раздетую жену зимой по военному посёлку, — вспоминает актриса в фильме „ИнтерЛеночка“. — А сугробы по-крылись корочкой. Когда надо было рухнуть в сугроб, я рухнула, но чувствую, что я, как рыба, об лёд бьюсь. Потом оказалось, что мы с Никоненко были оба в крови...» Только после окончания съёмок Яковлева призналась Тодоровскому, что, раздетая и окровавленная, она бегала, будучи на третьем месяце беременности.
Людмила Гурченко. «Любимая женщина механика Гаврилова», 1981 год
Во время работы над фильмом «Любимая женщина механика Гаврилова» у Тодоровского и Гурченко были настолько натянутые отношения, что после съёмок они даже не разговаривали друг с другом. «У меня был очень серьёзный конфликт с Гурченко, — признался режиссёр в фильме Первого канала „Жизнь забавами полна“. — Людмила Марковна, будучи уже звездой (а звезда может себе позволить лишнее), втемяшила себе, что я бездарный режиссёр».
«Это была мучительная работа», — призналась Гурченко в «Кинопанораме» 1981 года, а потом написала в своей книге: «Сценарий считался написанным для меня. При этом сценариста Сергея Бодрова я не видела до своего первого съёмочного дня, а режиссёр фильма Пётр Ефимович Тодоровский держал со мной редкую связь только по телефону.
Накануне съёмок короткий разговор-знакомство на студии, скомканная быстрая кинопроба, когда в нервной, неопределённой сумятице ничего не разберёшь. Когда думаешь, что потом всё уладится. Но в тот раз закралось лёгкое чувство беспокойства. И завыло тревожной сиреной сразу же, как только начался съёмочный период. Сколько мы ни говорили „про нашу Риту“, я ещё и ещё раз понимала, что режиссёр сделал большую ошибку, пригласив меня на эту роль». Конфликт закончился спустя четверть века, в 2005 году. «Людмила Марковна пришла на мой
Наталья Андрейченко. «Военно-полевой роман», 1983 год
В отличие от Людмилы Гурченко с Натальей Андрейченко режиссёру работалось легко. Правда, за главной героиней Тодоровскому пришлось побегать. Режиссёр только Андрейченко видел в роли Любы, но когда позвонил сделать ей предложение, трубку взял её тогдашний муж Максим Дунаевский и сказал, что ничего не получится — Наталья на девятом месяце беременности. Режиссёр перепробовал массу других актрис, но всё равно понимал, что ему нужна только Андрейченко... На этот раз трубку взяла сама Наталья. Она прочитала сценарий и согласилась сниматься, несмотря на то что сыну было всего два месяца. С ребёнком сидела её мама в Долгопрудном, и весь период съёмок актриса моталась с «Мосфильма» в Подмосковье.
Одним из её партнёров по фильму был Всеволод Шиловский, который играл дядю Гришу. Вот какой случай вспомнил актёр в одном из интервью: "Я был одет в тельняшку и пальто, сильно побывавшее в употреблении, шляпу, тяжёлые башмаки, широкие матросские брюки. Андрейченко играла торговку послевоенного времени. Смотреть на нас было страшновато... Съёмки проходили недалеко от дома, где я в то время жил. Когда объявили перерыв, я предложил Наташе пообедать у меня. Прямо в гриме и в этих убогих нарядах мы отправились ко мне домой. У подъезда, как обычно, сидели бабульки. Они посмотрели на нас с ужасом, но промолчали. Сидим обедаем, моя жена Наташа накрывает на стол. Вдруг влетает сын Пашка: «Папа! Папа! Я сейчас иду из школы, а мне бабки говорят: «До чего ж твой отец докатился! При живой маме такую оторву в дом привёл!»
Елена Яковлева. «Интердевочка», 1989 год
«Когда ассистент привёл мне Яковлеву на главную роль в «Интердевочку», я был разочарован, — признался режиссёр в фильме Первого канала «ИнтерЛеночка». — Подумал: «Ну какая из неё проститутка?» «Он был недоволен мной, — подтвердила Яковлева. — Ему казалось, что Танька должна быть более женственной, с большой грудью, пышными бёдрами. Но на третий день репетиций он сказал: «Наверное, я тебя утверждаю». Зрители удивлялись, как легендарный режиссёр взялся за столь щекотливую тему, но особенно интригующе было узнать, как он снимал постельную сцену. Яковлева рассказывала: «Все трясли всё, что было вокруг: кто — диван, кто — тумбочку, а я лежала, как бревно. Пётр Ефимович понял, что я всё равно не трясусь, и на втором дубле взял меня за ноги. Гримёры глицеринчика на меня накапали. Он скатывался по лицу, щекотал, а я лежала и думала, как бы мне не зачесаться».
Факты
Самой любимой женщиной Тодоровского была его супруга Мира Григорьевна, с которой они прожили больше 50 лет. Став женой режиссёра, она сменила профессию инженера. Сначала писала сценарии для документальных фильмов, а потом стала продюсером. Её первая работа в качестве продюсера — «Интердевочка». Это она раздобыла деньги на съёмки фильма и убедила мужа взяться за эту работу. «Мне нелегко было уговорить Тодоровского снимать фильм про проститутку, — говорит Мира Григорьевна, — по¬скольку он у нас человек совершенно идеальных понятий. Но я ему сказала: «А слабо снять коммерческое кино, на которое пойдут зрители?»
Тодоровский до съёмок «Интердевочки» никогда не видел проституток. Поэтому стал приглашать на «Мосфильм» путан, чтобы выяснить, почему они докатились до жизни такой. Однажды к нему пришла необычная женщина: 32 года, кандидат химических наук. «Муж ушёл, я осталась с двумя детьми, — рассказала она, — лишилась работы, а жить на что-то надо. Я готова писать диссертацию, у меня есть тема, но нет никаких возможностей. Как только наберу 100 тысяч, брошу этим заниматься и сяду писать докторскую».
Тодоровский не знал нот, но сочинил музыку более чем к 10 фильмам и мог освоить любой музыкальный инструмент.
Смешно отреагировал Александр Шакуров, когда режиссёр предложил ему сняться в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова». «Гурченко играет главную женскую роль, а у тебя главная мужская», — важно сказал Тодоровский. «Ты издеваешься, что ли? Я уже предпоследнюю страницу сценария читаю, а меня там ещё нет!» — удивлялся Шакуров. Его персонаж появляется лишь в финале картины.
Фотоголосование: лучший фильм Петра Тодоровского »
Подробнее о Петре Тодоровском читайте в сюжете »