Примерное время чтения: 8 минут
419

Как сломать театральный «железный занавес»? Открывается фестиваль «Италия молодая»

Инсталляция «Козмези». Фото пресс-службы ТЦ «На Страстном»

С 29 октября по 8 ноября в столице пройдёт II Фестиваль «Италия молодая». Всё самое свежее, сочное и необычное, что только есть сегодня в итальянском сценическом пространстве, на это время займёт площадку Театрального центра «На Страстном». Пять молодых театральных коллективов представят спектакли самых разнообразных жанров. Вторая часть проекта под названием «Зал ожидания» пройдёт для всех зрителей бесплатно: в фойе центра будут демонстрироваться видеозаписи спектаклей других итальянских театральных компаний.

О том, зачем знакомиться с актуальными театрами Италии и почему Россия абстрагирована от европейского сценического искусства, AиФ.ru рассказывал директор ТЦ «На Страстном» Михаил Пушкин.

«AиФ.ru»: – Михаил, совсем недавно закончился один из традиционных для ТЦ «На Страстном» экспериментальных проектов – фестиваль моноспектаклей «Solo». Какие выводы вы для себя сделали?

М. П.: – Мы живём за театральным железным занавесом – вот что я могу сказать по итогам театрального фестиваля «Solo». Мы видим мир глазами нескольких критиков, которые выезжают за рубеж смотреть спектакли. Раньше была программа «Клуб путешественников», когда мы видели мир глазами Сенкевича. Вот так и сейчас. Наш зритель живёт в информационном, творческом вакууме, который невозможен в Европе. Те имена, которые звучали у нас на фестивале «Solo», в Европе известны всем и каждому. Пиппо Дельбоно или Данио Манфредини играют в Брюсселе, и пол Европы едет туда смотреть его спектакль. Наш фестиваль моноспектаклей «Solo» в Европе считают самым ярким. Итальянцы специально приезжают на неделю в Москву, чтобы смотреть все спектакли. Режиссёры, отыграв свои спектакли, остаются, чтобы увидеть другие. Культурные туристы, продюсеры, актёры и режиссёры специально собираются здесь, чтобы быть в курсе. А наш зритель не воспринимает.

Компания Мотус Компания «Мотус». Фото пресс-службы ТЦ «На Страстном»

«AиФ.ru»: – Вы остались недовольны посещаемостью?

М. П.: – Более продвинутые зрители ещё хоть как-то пытаются попасть на эти спектакли. Но эти актёры и режиссёры – звёзды в Европе, а здесь – они никто. Страшно становится: а для кого тогда всё это делается? Мы как будто живём за Великой китайской стеной в смысле театра. Я убеждён, что уж русским артистам между своими репетициями, антрепризами и сериалами не грех было бы прийти и посмотреть, как работают другие. Вместо этого они любят рассказывать: «Западный театр – он такой… Он весь на технике…» У меня вызывает уважение профессионализм артиста. Профессионализм Александра Филиппенко, который приходит на Дэни Лавана, европейскую звезду, и смотрит в щёлочку с балкона стоя весь спектакль. Он понимает, что перед ним коллега и мастер своего дела. У него есть чему поучиться. Были и другие артисты, которые ходили смотреть спектакли. Те, которые живые. В Москве 317 театров. Если в каждом из них есть хотя бы один хороший артист, который уважает себя в профессии, он должен был прийти и посмотреть. Но тут чванливость, которая возникает у любого, кто сыграл пятого стражника в восьмом ряду!

«AиФ.ru»: – «Италия молодая», следующий ваш фестиваль, открывается уже в понедельник. По отношению к нему у вас такой же страх, что зритель будет мало иницативен?

М. П.: – Тут никакого страха. Это совершенно отвязная история. Тут я жду людей, которые сидят в Интернете, бывают на открытиях выставок, инсталляций, которые при слове «биеннале» не падают в обморок, которым интересна перформансная среда, которых можно встретить на «Винзаводе», в «Artplay», в «Красном октябре». Спектакли, которые мы будем смотреть, – скорее, визуальные эксперименты. Вызов, который обращён к существующей театральной ситуации в Италии. Попытка сломать себя и найти новый путь. Молодые итальянские коллективы, которые работают на противодействии. Вопреки, а не благодаря. Как они ощущают себя, как чувствуют, так и говорят.

Спектакль компании Мута Имаго Спектакль компании «Мута Имаго». Фото пресс-службы ТЦ «На Страстном»

«AиФ.ru»: – Что интересного посоветуете посмотреть?

М. П.: – Спектакли самые разные. От библейского мифа о Христе («Бабилония театри») до некой теневой истории, где есть эстетство графики, инсталляции, дизайна («Козмези»). Хотите драматический театр – приходите на компанию «Меновенти» из Фаенцы («Песочный человек»). «Мотус» из Римини привёз трилогию «Антигона», где девушка, уже европейская кинозвезда, играет наотмашь, жёстко, безудержно. Она – такой безумный андроид, она выплёскивает энергию, она непонятна, непривычна, не попадает в рамки законов сцены, а только разрушает их – вместе с театральными условностями. Часть трилогии мы покажем на видео, часть – вживую. Хотите весёлых отвязных ребят – приходите на «Мута Имаго» из Рима, спектакли «Лев» и «Displace». Тема – «Троянки» Еврипида, «бабий бунт» на уровне амазонок, сексапильных, разрушающих в необычной форме всё, что есть на сцене. Они лауреаты многих премий… На самом деле большая часть этих коллективов – титулованные на разных фестивалях, у них большая гастрольная география – от Бразилии и США до Ирана. Это в России они впервые.

«AиФ.ru»: – Насколько молодые итальянцы опираются на традицию, литературу и историю своей страны, выбирая материал для спектакли?

М. П.: – Вообще не опираются. Для них любая античная литература – это повод рассказать о сегодняшнем дне. Они не играют «музейные» спектакли. Они смело отталкиваются от материала и не стесняются выстраивать собственную историю. У нас мало людей, которые могут работать, оттолкнувшись от целых культурных пластов, чтобы выразить собственное – не себя выразить, а своё понимание мира. Разве что Константин Богомолов.

Спектакль Бабилония театри Спектакль «Бабилония театри». Фото пресс-службы ТЦ «На Страстном»

«AиФ.ru»: – Михаил, как я понимаю, все фестивали ТЦ «На Страстном» проводятся на финансировании Союза театральных деятелей. Но это требует серьёзных денег.

М. П.: – Это называется «многоканальные источники финансирования». Большая часть – это вклад СТД, но помогают и другие наши партнёры. В случае с «Италией молодой» – впервые финансировало Министерство культуры Италии. Несмотря на кризис.

«AиФ.ru»: – Последний вопрос – на засыпку. Зал Театрального центра «На Страстном» невелик. Чаще всего он забит полностью на всех проектах. Но если бы он был в два раза больше, как вы считаете, он смог бы наполняться? Как вы понимаете, это вопрос о наличии или отсутствии массового интереса к экспериментальным театральным проектам.

М. П.: – Провокационный вопрос. Крупнейшие европейские театральные продюсеры, режиссёры рассказывают, что у них площадки поменьше. Но нам нужно искать сочетание обычного зала с постиндустриальной площадкой, которая не так ограничивала бы и позволяла бы проводить более «опасные» мероприятия в отношении огня, света, воды и т. д. Мы поищем рядом с центром такую площадку, которая смогла бы работать на экспериментальный театр, который будет привлекать зрителя по-новому.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах