161

Нужна ли театру «молодая кровь»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. Тайные и явные признаки финансовых пирамид 02/04/2008

В отечественную киноиндустрию сегодня пришло целое поколение молодых режиссёров - младшие Бондарчук, Тодоровский, Герман, а также Анна Меликян, Николай Лебедев и др. А в театре в молодых режиссёрах ходят Кирилл Серебренников, который скоро разменяет пятый десяток, да Нина Чусова.

Галина Волчек: «Право властвовать умами надо заслужить»

- Не согласна с тем, что театр - зрелище только для пенсионеров. Когда мы готовили юбилей «Современника», в фойе театра выставили специальный почтовый ящик. И огромное количество откликов было как раз от молодёжи. Что касается молодого поколения режиссёров…

Не могу говорить за всех коллег по цеху, но лично я поисками молодой режиссуры для театра занимаюсь постоянно. К огромному сожалению, с каждым годом эту острейшую проблему решать всё тяжелее. Ведь режиссура - это не только талант придумать спектакль, но и способность воплотить свой замысел с конкретными артистами, вместе с художником создать сценическое пространство. Необходимы воля и терпение, умение заразить своей идеей других людей. Желательно, чтобы соавторами режиссёра становились не только артисты и художник, но и все, кто делает спектакль. Большинству же сегодняшних молодых «творцов» ни артисты как соавторы, ни зрители не нужны. А неумение соотносить придуманное в голове с реальностью окружающего мира, с тем, что по-настоящему волнует сидящих в зрительном зале, в нашей профессии самоубийственно.

Я немало повидала молодых людей, уверенных, что наличие диплома и одного спектакля, поставленного в крошечном зале, да к тому же одобренного критикой, даёт повод считать себя профессионалом. Подлинное же становление в профессии может состояться только в театре, куда режиссёр придёт не «властвовать умами» (это право надо заслужить), а учиться. Наверное, мне не повезло, но в последнее время я таких желающих не видела.

Дошло до того, что возглавить два крупных российских театра пришлось «варягам» - народному артисту Грузии Темуру Чхеидзе и литовцу Римасу Туминасу.

Некоторые из театральных деятелей считают, что в сложившейся ситуации виноваты… зрители. В кино сегодня ходит в основном молодёжь от 14 до 25 лет, и запросы этой публики могут удовлетворить не маститые, а более молодые режиссёры. Большая же часть публики в театрах - как правило, женщины от 40 лет и старше. Они ностальгируют по прошлой жизни и готовы внимать лишь кумирам их молодости. Так ли это? О проблеме спорят Галина ВОЛЧЕК, художественный руководитель театра «Современник», и Сергей ЖЕНОВАЧ, работавший как приглашённый режиссёр в Малом театре, МХТ им. Чехова, а сейчас возглавляющий собственную «Студию театрального искусства».

Сергей Женовач: «Новым Эфросам не верят!»

- сегодня в нашем театре работает много интересных ребят. Другой вопрос, готов ли российский театр принять молодых режиссёров.

Профессия наша только кажется независимой. На самом деле ты должен выстроить взаимоотношения с художником, композитором, артистами. И если это окажутся люди, условно говоря, другой группы крови, у тебя ничего не получится. Для того чтобы новые Эфросы появились, маститые худруки именитых театров должны в них верить, помочь им реализовать свои идеи и замыслы. А на деле молодые оказываются загнаны в узкие рамки, выполняя указания: поставить ту или иную пьесу, занять артистов, которые оказались не у дел, и т. п. В лучшем случае им выделят крохотный бюджет и какую-нибудь маленькую площадку. И у них уходит очень много сил, времени, здоровья, чтобы приглядеться к коллективу, переубеждать, бороться. Раньше у молодых режиссёров была возможность проверить себя в любительских театрах и студиях. Если бы я в своё время не попал в студию «Человек», неизвестно, как всё сложилось бы. Сейчас многое зависит, как ни странно, ни от творческих деятелей, а от чиновников - чтобы они могли отрегулировать систему прихода режиссёра в театр. Сами театральные люди этого сделать не могут.

Современный театр остро нуждается в идеях. Я убеждён, что неожиданные режиссёрские идеи могут рождаться лишь в компаниях людей, близких по театральному духу друг другу. А если новые театральные организмы рождаться не будут, театр задохнётся, как в безвоздушном - безыдейном - пространстве.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы