- Сергей, почему вы открыли и из-за чего закрыли свой блог в «ЖЖ»?
- Блог у меня был очень давно. Я его открыл по той причине, что мне хотелось где-то общаться с друзьями, с коллегами, и это показалось самым удобным на тот момент сервисом.
Популярность блога - в первую очередь заслуга фильма, для меня это было неожиданностью. За почти 5 лет блог «Доктор Ливси» оброс случайными людьми, возникло ощущение, что продолжать его вести невозможно. Поэтому я перешел на блог «Доктор Пилюлькин», и там будет, надеюсь, более спокойная конструктивная атмосфера.
Блог «Доктор Ливси» был постмодерируемый, то есть любой человек мог оставить в нем сообщение. Это не очень сильно помогает, потому что завести новый аккаунт в «ЖЖ» - дело недолгое. «Доктор Пилюлькин» - блог премодерируемый. Это фильтр, включенный для отсекания людей с альтернативным остроумием, которых в интернете достаточно много. К этому приходят почти все известные люди в «ЖЖ».
Мне очень не понравилась реакция постоянных читателей блога «Доктор Ливси» по поводу смерти русского мальчика, усыновленного в Америке. Я высказался очень эмоционально и резко и считаю, я прав в своем мнении, что существующая система оплачиваемого вывоза детей за рубеж провоцирует подобные трагические случаи. Я обнаружил: значительная часть читателей восприняла трагедию как повод покричать, поскандалить и заявить, что я пиарюсь на этой теме. Я не хочу продолжать общаться с людьми, которые до этого воспринимали меня нормально, а тут готовы в один момент изменить свое мнение. Подобный круг общения показался мне лишенным смысла. Поэтому я сменил блог и методику общения с посетителями.
Я в своей записи однозначно указал, что будет закрыт этот блог. Он создавался как блог открытого типа. Меня убеждали, что так делать нельзя. Я долго считал, что некий опыт и закалка врача-психиатра поможет вести такие беседы, но потом понял, что это бессмысленно.
- Вы получили в Германии премию за роман «Спектр». На мой взгляд, это заслуженно. Считаете ли вы «Конкурентов» книгой одного уровня со «Спектром»?
- «Спектр» - одна из любимых моих книг и одна из самых удачных. Не рискну говорить, что «Конкуренты» столь же удачны. Я не назову ни «Ночной дозор» книгой, равной «Спектру», ни многие другие мои книги. Писатель может и должен экспериментировать, писать в разных ключах. Для меня был интересен эксперимент с книгой «Конкуренты», ее пересечение с реальной онлайн-игрой, куда могут подключиться все желающие, и связать два мира - книжный и игровой. В игре не было четкого сюжета, только вводный антураж. И мне предстояло придумать легенду мира. Это была интересная задача. Насколько хорошо я справился - позднее покажет мнение читателей.
- Все ждут от Вас очередного «Дозора», некоторые тешат себя надеждой прочесть когда-нибудь сиквел «Рыцарей Сорока Островов». А нет ли у вас самого желания продолжить какую-либо из уже написанных книг?
- Есть книги, про которые я точно знаю, что они закончены. Это «Спектр», «Осенние визиты», «Холодные времена», «Близится утро». Там все сказано и продолжать нет смысла. Есть открытые для продолжения книги.
Несмотря на то, что мне «Дозорный» цикл слегка надоел, к нему, действительно, есть интерес и у нас, и за рубежом, и думаю, что пятую книгу мне написать придется. Я постараюсь в ней закрыть тему. Но она, наверное, будет.
«Звезды - холодные игрушки» - там тоже возможно продолжение. Сейчас по книге делают компьютерную игру, и выбрали для сюжета некую предысторию. Этот мир достаточно свободно может развиваться в оба направления, и вернуться я к нему могу.
Сейчас игры, книги, кино очень сильно начинают переплетаться. В этом есть и плюсы, и минусы, потому что традиционная книга немножко тушуется под напором компьютерных конкурентов. Надеюсь, что книга сохранится в своем традиционном виде и будет активнее проникать в смежные жанры.
- Можете ли Вы рассказать о своих взаимоотношениях с «коллегами по цеху», и есть ли у Вас какое-либо соперничество?
- Соперничество есть всегда, как правило, творческое. Есть авторы, которые пишут в близком ключе, и тогда, читая их книгу, думаешь: блин, это мог бы написать я, но он успел раньше! Бывает, что читаешь и радуешься, завидуешь, но понимаешь, что это совершенно не твое. Это действительно соперничество беззлобное, скорее похожее на соревнование спортсменов, а не на гонки за большим призом.
- Вам, как любому творческому человеку, наверное, знакомо понятие «творческий кризис». Как Вы боретесь с этим состоянием? Как выходите из него?
- Очень хороший метод - смена обстановки, занятий, причем не обязательно сменить занятие литературой на выпиливание лобзиком, достаточно просто сменить тему, которая утомила. Есть одно универсальное лекарство - это работа. Работа через не могу и не хочу. Читатель, как правило, не чувствует того, что испытывал автор во время работы. У меня есть книги, которые я вымучивал, а потом читал отзывы: как же легко все написано, видно, как радостно и легко писалось. Бывает и наоборот. Если текст не идет - надо сесть и работать. Как правило, текст сдается.
- Вы не собирались баллотироваться в Думу?
- Нет, я не собирался баллотироваться в Думу или вступать в политические партии, эмигрировать из страны или лететь на Марс. Человек должен заниматься своим делом. Быть политиком - очень тяжелая вещь, говорю без иронии. Она требует от человека немножко поступаться принципами, может быть, совестью. Политика - это искусство компромисса, это более холодный, трезвый ум. Я не думаю, что я был бы в политике полезен для людей, и уж тем более это не пошло бы на пользу мне самому, писать бы точно стал меньше.
- Вы хотели бы чудес и фантастики в своей жизни? И какое чудо в вашей жизни главное?
- Чудо - это то, что неожиданно, резко и положительно меняет на нашу жизнь. Когда чудо зло - это уже не чудо. Думаю ,что в моей жизни достаточно чудес. В первую очередь - два чудесных сына. Это главное чудо.
- Сергей, в своем блоге вы упомянули, что пишите сценарий для мультика «Мальчик и тьма». Когда можно ожидать выхода в свет этого мультфильма?
- Это большой сложный проект. Думаю, в сентябре о нем будет более подробная информация. Надо понимать, что создание полнометражного мультфильма - процесс, который тянется несколько лет. Думаю, года через 3 мультфильм выйдет. Я работаю над сценарием, хотя долго отбивался от подобного рода предложений. Здесь мне захотелось поучаствовать в процессе. В мультипликации немного другие законы, это интересно.
- Каким, по-вашему, станет человек в будущем? Что останется неизменным с нашего времени?
- Смотря какого будущего. Если брать ближайшие столетия, у нас нет особых оснований полагать, что человек изменится. Можно легко представить себе человека средневековья, который, попав в наш мир в младенчестве, вырос бы в обычного человека нашего мира.
Человек будет таким, пока не начнется настоящая игра с геномом человека. Я писал про это в романе «Геном». Люди могут утратить свое видовое единообразие. Мы можем ожидать, если все это будет развиваться, что появятся люди-шоферы со слабенькими ножками, и другие люди, приспособленные для конкретной работы. Эти игры очень опасны, но они возможны.
- В каком из миров вы хотели бы жить?
- Я на этот вопрос отвечаю, что предпочту жить в нашем мире, потому что многие из миров, которые я описал, не самые приятные для жизни. Если серьезно делать выбор, я не выбрал бы мир «Лабиринта отражений», потому что это все-таки обманка. Не выбрал бы мир «Дозоров», потому что быть Иным - нечестно, а человеком - обидно. Наверное, я выбрал бы мир «Спектра», потому что там есть возможность увидеть другие миры, особенно это здорово для писателя. При этом там есть Земля, только немножко лучше нашей.
- Как вы оцениваете состояние и качество нынешней отечественной фантастики? На подъеме ли мы или на спаде? Кто впереди нас и за кем, по вашему мнению, будущее?
- Понятно, что англо-американская фантастика остается сильнейшей в мире, может быть, сейчас акцент даже смещается в сторону английской, она очень хорошо развернулась в последнее время. Наша фантастика, наверное, на твердом 2-м месте. Дело не в том, что наши авторы хуже, может быть, у нас просто немного менее серьезное отношение к фантастике, и ряд авторов, которые могли бы писать и привнести что-то новое, просто не рискуют связываться с таким видом литературы.
Наша фантастика не на подъеме и не на спаде. Резкого прорыва за последние несколько лет я не назову. Сейчас это такое плато. Надо понимать, что горы не состоят из одних вершин, невозможно непрерывно подниматься. Сейчас нашей фантастике надо понять, что волнует людей, самих писателей, выработать свой новый язык. Потому что у нас есть, с одной стороны, много клонов, клише с достаточно простой американской фантастики, есть достаточно много социальной фантастики, у которой ноги растут из времен СССР, но чего-то принципиально нового пока не родилось.
Это как с выработкой национальной идеи, о которой мечтают политики. Старая уже не очень актуальна, чужие, извне, не особо прижились, а своя новая пока не родилась. Я надеюсь, что мы поприсутствуем на этих родах.