Примерное время чтения: 10 минут
1071

Александр Митта: «Россия нищает, а все делают вид, что так и надо»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. Готов? К труду, учёбе, обороне? 27/08/2014
Александр Митта.
Александр Митта. www.russianlook.com

Досье:
Александр Митта родился в 1933 г. В 1955 г. окончил инженерно-строительный факультет М­ИСИ, а в 1960-м - режиссёр­ский факультет ВГИКа. Снял такие фильмы, как «Экипаж», «Гори, гори, моя звезда», «Сказка странст­вий», «Граница. Таёжный роман», и др. Народный артист РФ.

«У меня ощущение, что нам предстоит пережить много не самых приятных вещей. Ещё лет пять назад такого чувства не было», — говорит мэтр советского кино режиссёр Александр Митта.

Моя хата с краю

Сергей Грачёв, «АиФ»: Александр Наумович, в вашей новой картине «Шагал — Малевич» прослеживается мысль о том, что сложные времена рождают больших художников. А сегодняшнее время способствует этому?

Александр Митта: Как ни печально, но не способствует. Почему? (Задумывается.) Думаю, причина в том, что Россия была подвергнута колоссальному истреблению человеческого капитала. Войны, революции, сталинские расстрелы — всё это трагически сказывается до сих пор. Но тем не менее, общаясь со студентами, я вижу, что растёт очень много талантливой молодёжи. И это ободряет.

Александр Митта
Александр Митта. Фото: www.russianlook.com

— А насколько она образованна, эта талантливая молодёжь? Потому как результаты ЕГЭ этого года привели в ужас всех — не только учителей.

— Ни на сколько, и это ужасно. Нет, конечно, есть прослойка хорошо образованных молодых людей, но она гораздо меньше, чем в советское время, например. У нас люди не получают полноценного образования, потому что оно некачественное на всех уровнях. Например, в Германии, где я преподавал 10 лет, выпускник школы абсолютно свободно говорит как минимум на двух иностранных языках. Он готов к дальнейшему обучению и работе в любой точке земного шара. А что у нас... Из школы выходят либо с дурным английским, либо ни с каким языком вообще. У нас в педагогике очень много людей, которые учат будущей профессии, зная её весьма приблизительно. На Западе, в кинообразовании, например, человека, который не имел успеха на рынке последние пару лет, к студентам даже близко не подпустят. А нашу кинематографическую молодёжь учат люди, которые за десятилетия ничего путного в профессии не сделали. Думаю, подобное происходит и в других областях.

Войны, революции, сталинские расстрелы... Россия была подвергнута колоссальному истреблению. Фото: АиФ / Андрей Дорофеев

— А что вас удивляет, если из года в год расходы на оборонку растут, а на образование снижаются...

— Ну вот он и ответ. Нельзя финансировать образование, медицину, культуру по остаточному принципу. Это те сферы, которые определяют будущее страны, её завтрашний день. Да, оборонка — это тоже важно, и, наверное, разумно увеличивать на неё расходы. Может быть, именно потому, что у нас сильная армия, нам после присоединения Крыма никто всерьёз не угрожает, не применяет каких-то совсем страшных санкций.
Мне нравится, что Крым — это теперь территория России, поскольку провёл там значительную часть своей жизни, снял там пять картин. И я никогда там не слышал украинской речи. Так что для меня это русское, а точнее — советское место. Я рад, что сейчас там по­строен филиал ВГИКа, что будет возрождена киностудия. Это всё здорово! Ну а о том, что я думаю про техническую часть вопроса — как и при каких обстоятельствах был присоединён Крым, — я предпочитаю не высказываться.

— Опросы показывают: более 70% россиян выступают за цензуру в СМИ, если того требуют интересы государства. Что это — желание спрятать голову в песок?

— Видимо, да. Но меня ничуть не удивляет, что большинство не желает знать реального положения дел. Люди хотят уюта, чтобы их привычная жизнь никак не нарушалась. Главное, чтобы было что пожрать. И не хотят они знать всей правды и вникать в суть происходящего! А знать и вникать надо — это важно. И нужно иметь трезвое суждение о том, в какой стране мы живём. У нас очень высок уровень гражданской безответственности, и он только растёт. А чиновникам это только на руку. Чем безответст­веннее гражданин, тем удобнее им манипулировать. И в этом тоже наше отличие от европейцев. Те же немцы в разы социально ответственнее нас. Они стараются иметь отношение ко всему, что происходит, стараются влиять на жизнь страны, города, улицы. А у нас большинство рассуждает как: «Что я могу сделать? Кто меня послушает? А какое моё дело?» В общем, живут по прин­ципу «моя хата с краю».

Много лет мы хотели свободы, мечтали о ней, но многие не учли, что свобода — это не подарок, это тяжёлая обязанность, ответственность, к которой нужно быть готовым. Если о коррупции ещё как-то говорят, то о том, сколько миллиардов утекает из России каждый день, как-то помалкивают. Нет ни одного подробного исследования на этот счёт. Молчат аналитики, политики. Никто не выступает за введение закона, запрещающего выводить деньги из страны, хотя такие законы действуют во многих странах. Россия нищает, а все делают вид, что так и надо.

Мы часто ругаем американ­ский кинематограф за его развлекательность, поверхностность. Но мы забываем о том, что у американцев существует огромный пласт остросоциального кино, с помощью которого они обнажают свои внутренние проблемы. У нас ничего такого близко нет, наше кино больных проблем не обостряет. В прокате преобладает та же развлекуха, только отечественная.

Председатель жюри, кинорежиссер Александр Митта с супругой Лилией на Звездной дорожке перед началом церемонии открытия XXIV Открытого Российского кинофестиваля Кинотавр в Сочи. 2013 год
Председатель жюри, кинорежиссер Александр Митта с супругой Лилией на Звездной дорожке перед началом церемонии открытия XXIV Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи. 2013 год. Фото: РИА Новости / Михаил Мокрушин

Придётся попотеть

— Одним из принципов Марка Шагала, как он сам говорил, был уход от конфликтов, поиск компромисса. А есть ли место компромиссу в жизни современного общества?

— Жизнь — это вообще один большой компромисс, который состоит из тысячи маленьких компромиссов и заканчивается одной бескомпромиссной вещью — смертью. Это единст­венное, что нас всех объединяет. Демократия — это искусство компромисса, это желание сделать что-то для себя так, чтобы не обидеть, не доставить неудобства другим. Есть ли компромисс в обществе? Наверное, есть. Но ещё не вечер... У меня ощущение, что нам предстоит пережить много не самых приятных вещей. Ощущение тревоги и неуверенности. Ещё лет пять назад такого чувства не было.

Жизнь, которой мы жили последние годы, для большинства была неоправданно сытой. Я не заметил, чтобы люди работали на износ, чтобы развивались бизнесы, создавались новые рабочие места. На Западе люди работают гораздо больше и, что главное, продуктивнее, чем у нас, — я это видел. Думаю, в ближайшие годы нам тоже придётся изрядно попотеть, чтобы заработать на кусок хлеба. Пугает ли это меня? Нет. Я хорошо помню своё голодное детство, так что меня никакими трудностями не напугаешь.

— Думаю, большинство с вами не согласятся. Посмотрите: патриотические настроения растут, рейтинг главы государства тоже...

— Когда страна проводит какие-то активные действия — это большинству всегда нравится. Вспомните, как вырос рейтинг Маргарет Тэтчер, когда она затеяла войну за Фолклендские острова. А Наполеон, истребивший в кровавых мясорубках половину страны, при этом остаётся самой почитаемой исторической фигурой во Франции. Да что далеко ходить: у нас Сталин — национальный герой и Жуков тоже, а он ведь побеждал в войне за счёт «пушечного мяса». Нет осмысления истории, и это печально, потому что без этого невозможно движение вперёд. Надеюсь, мой новый фильм о русском авангарде поможет усилить у молодёжи чувство гордости за своё прошлое, за то время, когда Россия указывала путь всему культурному миру. И весь мир до сих пор следует по пути, который открыли в кино Эйзенштейн, в концептуальном искусстве и архитектуре Малевич, а в живописи Шагал.

Оцените материал
Оставить комментарий (34)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах