Не этим ли объясняется тот факт, что со временем мальчик Серёжа Лукьяненко превратился в известного писателя-фантаста?
Лифт от Кларка
- Сергей, вам самому хотелось бы слетать в космос?
- Конечно! Но я понимаю - это неосуществимо. Туристом не получится - нет таких денег и вряд ли будут. А в «просто» космонавты меня просто не возьмут.
- Наверное, писателю-фантасту необходимы всякие экстремальные ощущения, чтобы появлялись новые идеи, сюжеты произведений? Как рождаются в голове все эти «миры»?
- По-разному бывает. Какие-то мысли во сне приходят. Как правило, сначала придумывается главная идея - некое фантастическое допущение. А из него строится мир. Например, что было бы, если бы в наши дни изобрели двигатель для полёта к другим звёздам? Или если бы изобрели виртуальную реальность? Фантаст берёт любое, самое необычное допущение и пытается облечь его в литературную форму.
- Почему весь мир зачитывается в основном американскими фантастами?
- Традиционно американская школа научной фантастики стабильно развивается с 20-30-х гг. прошлого века. Наша, по моим ощущениям, стоит на втором месте. В большей мере успехи американцев объясняются притоком мигрантов, в том числе из славянских стран. Знаменитый американский фантаст Айзек Азимов, как известно, родился под Смоленском. В возрасте 3 лет родители увезли его в США.
- Жюль Верн предсказал полёт на Луну более чем за 100 лет до этого события. Артур Кларк описал геостационарный спутник за 20 лет до его появления. Какое научное открытие или событие хотелось бы предсказать вам?
- Такие прогнозы не делаются специально, хотя что-то угадать, конечно, хотелось бы. Ну, например, в моих романах описывается способ мгновенного перемещения в пространстве - «джамп». Хотя сама идея не нова. Кстати, Артур Кларк всю жизнь жалел, что не запатентовал идею геостационарного спутника. Он печально повторял: «Я был бы одним из самых богатых людей в мире». А о другой его идее - космическом лифте, доставляющем человека прямо на орбиту, - сейчас говорят как о ближайшем будущем. Правда, один наш учёный из Ленинграда о таком проекте упоминал ещё за несколько лет до Кларка. То есть многие идеи просто витают в воздухе.
Русские мафиози в детских книгах
- Вы в восторге от книг Николая Носова о Незнайке. Что за глубина открылась вам, поделитесь?
- Понимаете, в какой-то момент я взял в руки «Незнайку» и зачитался. Это очень развивающая литература. Там огромное количество полезной информации и тех же предсказаний. Скажем, описываются машины, работающие на спирту. Собственно, это то самое биотопливо, которое сейчас активно внедряется, в Бразилии большинство машин на нём ездит. Там описаны, пардон, резиновые дубинки с электрошокером. Я не уверен, что в те годы они вообще существовали, даже в капиталистическом обществе. В «Незнайке» много технических новшеств. А кроме того, предсказаны некоторые экономические модели. Когда у нас появилось «МММ», любой, кто читал в детстве «Незнайку», мог догадаться, что это будет разводилово. Потому что такое же «Общество гигантских растений» описано в этой детской книжке!
- В отечественной детской литературе сплошной вакуум. Новые герои не появляются, один сплошной импорт, где Гарри Поттер - пожалуй, лучший образец.
- Да, это проблема. Ребёнок, читающий книги, в любом случае застрахован от многих опасностей, его подкарауливающих: от наркотиков и алкоголя, от дурной компании. Книги интернациональны, детские сказки - тем более. Но действительно обидно, что российских книг в этой нише почти нет. Ведь какие-то вещи детям было бы важнее и проще понять из наших книг. А то, знаете, иногда читаешь детскую зарубежную книгу и наталкиваешься на удивительные вещи про Россию: там фигурируют те же карикатурные русские мафиози, как и в кино. На Западе есть свои идеологические штампы, и они проникают, увы, даже в детскую литературу.
Досье
Первая профессия Сергея ЛУКЬЯНЕНКО - врач-психиатр. Широкую известность получил после экранизации романов «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Женат, имеет двоих сыновей.