В качестве плохого примера рассматривается Государственная компания «Автодор», против которой производители химических присадок решили написать письмо в ФАС. Суть их претензии: «Автодор» монополизировал стандарты на присадки для асфальтобетона, поэтому в объявленных им конкурсах есть требование использовать только рекомендованные им присадки. Из-за этого хорошие присадки отвергаются, а используются плохие, оттого и ямы повсюду. Так ли это?
Откуда претензии?
В подведомственном подчинении ГК «Автодор» находится 2890 км автомобильных дорог, в то время как протяженность только федеральных трасс в стране превышает 50 000 км. При этом претензии предъявляются фактически к небольшому количеству совсем недавно построенных дорог высшей технической категории без приведения каких-либо конкретных примеров их плохого качества.
Следующая причина негатива связана с тем, что «Автодор» и его «дочерняя» компания — ООО «Автодор-Инжиниринг» — якобы оказались «монопольным автором стандартов на присадки» (так называют модификаторы асфальтобетонных смесей). И они разрешают использовать только один тип модификаторов: резиновый термоэластопласт (РТЭП). Этим они бьют по производителям других присадок, ограничивая конкуренцию.
Как утверждают эксперты, «Автодор-Инжиниринг» не разработал ни одного стандарта на присадки и не проводит конкурсы на эти самые присадки, т. е. банально не может навязывать какую-то конкретную из них. Конкурсы проводятся на строительство объекта, но в документации не прописываются материалы или названия модификаторов. Там заложены характеристики асфальтобетонного покрытия для трех слоев «дорожной одежды» (так называется на профессиональном языке сама конструкция дороги).
Все эти характеристики соответствуют государственной нормативной базе, поскольку «Автодор» — государственная компания, она совершенно прозрачна. И все конкурсные требования опубликованы на официальном сайте компании. Там указано следующее: «Для применения на объектах Государственной компании согласован 21 стандарт организаций на модификаторы и полимерно-битумные вяжущие, 3 из которых на основе резиновой крошки („Унирем“, АДМ-2, БИТРЭК), а 18 — на основе термоэластопластов и термопластов, согласованных к применению в том числе и Федеральным дорожным агентством».
Резиновая крошка имеет значение
«Унирем» производят из утилизированных автопокрышек, фактически это резиновая крошка. Поэтому он не только хорош для дорог в центре и на севере страны, но и полезен с экономической точки зрения: старые шины идут в переработку. Согласно результатам полевых испытаний уже готового продукта, «Унирем» обеспечил необходимые требования к свойствам асфальтобетонов для верхних слоев покрытий, продиктованные ГОСТами. Но в нижних слоях нужные свойства полимерно-дисперсно-армированных асфальтобетонов (ПДА) «Унирем» не обеспечивает, опыт его применения на объектах Государственной компании оказался негативным. Один из примеров: в 2016 году «Унирем» был применен концессионером при устройстве нижнего слоя покрытия при строительстве трассы М-11 «Москва — Санкт-Петербург», в результате на 20% протяженности участка асфальтобетоны с этим модификатором на соответствовали по ряду показателей требованиям ГОСТа.
Пристальное внимание
Некоторые подрядчики возмущены тем, что технологи «Автодор-Инжиниринга» контролируют процесс на площадках, фактически наблюдая за составами, засыпающимися в бетономешалки. Однако технология производства асфальтобетона с модификаторами предусматривает пристальный контроль процесса подготовки смеси, потому что каждая мелочь в наборе компонентов, их дозировке и даже продолжительности перемешивания в конечном счете имеет значение для прочности дороги. Лучше обеспечить качество, проследив за соблюдением технологии в процессе производства, чем потом контролировать качество уже построенной с нарушениями дороги и заставлять подрядчика все переделывать.
К слову, официальный ответ ФАС на жалобу звучит так: «Антимонопольный орган не выявил доминирующего положения ГК „Автодор“ на рынке работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог».