Дмитрий Журавлёв, гендиректор Института региональных проблем
69,3 мрд руб. по российским масштабам не так уж и много. Это позволит привести в нормальное состояние примерно 3,5 тыс. км дорог. А региональная дорожная сеть России превышает 500 тыс. км. Но основная проблема дорожного строительства у нас не в недостаточном финансировании. Денег можно выделить сколько угодно, но из дензнаков ничего построить нельзя.
Российская коррупция в дорожном строительстве держится на трёх китах. Первое - нехватка техники. У нас и до санкций были сложности с закупкой машин - дорожно-строительная техника во всём мире считается стратегической. Производство машин для дорожного строительства в России никогда не было блестящим, а сегодня оно и вовсе развалено. В итоге у нас в провинции очень много дорог, которые существуют только на бумаге. Например, по пути от Уфы до Самары часто встречаются просто «направления». Эту проблему не решить без восстановления производства. Это долго, трудно и дорого. Но придётся!
Второе - наш действительно суровый климат, на который можно списать всё - мол, снег, дождь, перепады температур. Вот дороги и разваливаются. Изменить природные условия нельзя, но применять передовые технологии, снижающие затраты и потребность в ремонте, можно. Я наблюдал, как рабочие, прежде чем уложить дорожное покрытие, ставили «прокладку» двухметровой толщины, чтобы вода не скапливалась под асфальтом и, замерзая, не взламывала его. И было это не в Сибири, а в тёплой Венгрии. Не думаю, что у нас нельзя делать так же. Но нашим по душе «ямочный ремонт», очень удобный для любителей закапывать деньги в землю.
Третья проблема - наличие людей, которые любят воровать. Для борьбы с ними нет других вариантов, кроме жёсткого контроля заказчиков над строительством. Этот контроль может быть очень эффективным: если губернаторов начнут снимать за плохие дороги - ой как быстро и хорошо у них всё построят! Потому что хоть начальник местного дорстроя и друг, но собственное кресло ближе к телу.