Первая серия - в Красноярском крае застряли на ФЕДЕРАЛЬНОЙ (!) трассе более 400 грузовиков, которые упёрлись в непролазную грязь. Вторая - замглавы Минэкономразвития объявил, что платные дороги можно строить без параллельных бесплатных. Ну и, наконец, в эти же дни октября в Москве в борьбе с «колейностью» стали перекладывать асфальт на МКАД и Садовом кольце, что увеличило пробки. Если говорить о пресловутой колейности, которая является бедой не только Москвы, но и всей страны (для непосвящённых объясним, что это борозды, продавленные колёсами автомобилей), то сам этот термин раньше всегда ассоциировался с бездорожьем. Когда машины в полях пробивали землю и от этого возникали рытвины. Нигде в мире этого термина применительно к трассам не существует! Потому что «сотворить» такое с дорогами при условии нормальной их укладки можно с очень большим трудом. У нас это получается легко и непринуждённо.
Что же касается федеральной трассы «Байкал» (М53), то это не просто наша головная боль, а стыд и позор. Мы рассуждаем о том, как нам не потерять Дальний Восток и Сибирь, при этом не можем построить одну-единственную трассу, которая бы связала европейскую часть России и дальневосточную.
Мы много говорим о высоких технологиях и инновациях. Строительство дорог, конечно, предполагает их использование. Но вместе с тем прокладка магистралей - это и успешный зарубежный опыт: от тропиков до Заполярья.
Во время Великой депрессии американские безработные, которым государство платило копейки (доллар в день плюс бесплатная еда), построили десятки тысяч километров действующих до сих пор дорог. Они позволили Америке ускориться в развитии экономики. Сейчас китайцы в строительстве новой супердороги из Пекина упёрлись в границу, за которой начинается российское бездорожье. А ведь им вполне можно было бы доверить сооружение наших магистралей. В итоге дороги-то останутся у нас. Их не свернёшь и не увезёшь с собой.
Ежегодно из-за плохих дорог российская экономика теряет 1,8 трлн руб. Вот резерв, который можно было бы использовать немедленно. Стройматериалы - свои, рабочие руки - свои, оборудование и технический контроль - в кооперации с лучшими мировыми фирмами.
Мы много видели телекартинок, когда губернаторы, министры, вице-премьеры приезжали к открытию небольшого участочка дороги и радостно перерезали ленточки. Но никто из высоких начальников не приехал к гигантской пробке под Красноярском и не наказал тех, кто виновен в этом! Вообще традиция сдавать какие-то участки работы «под камеры», вместо того чтобы заниматься проблемными направлениями, напоминает в худшем виде показуху советских лет.
Скоро выпадет первый снег, и на десятках узких российских дорог забуксуют и встанут в пробки сотни и тысячи автомобилей. И только смекалка водителей и трёхэтажный мат будут помогать «разрулить ситуацию». А почему буксуют «дорожные начальники»?