5604

«Живой щит» на МКАД: правомерность или беззаконие?

Илья Питалев / РИА Новости

В Москве разгорелся очередной скандал: в ночь с 22 на 23 октября сотрудники автоинспекции, пытаясь задержать нарушителя, управлявшего Audi A8 с поддельными номерными знаками, остановили поток машин на 56 километре МКАД. Однако искусственно созданная «пробка» не смутила злоумышленника. Используя мощную иномарку как таран, он буквально расшвырял машины, заградившие ему путь. Как сообщает пресс-служба ГИБДД, нарушитель проехал ещё 300 метров после «кордона», после чего бросил машину и скрылся. 8 автомобилей оказалось повреждено. Происшествие вызвало широкий резонанс: в интернете искусственный затор окрестили «живым щитом» — запрещённым приёмом для остановки техники. Однако в пресс-службе столичной полиции уверяют, что сотрудники ДПС действовали строго в рамках закона. АиФ.ru обратился к юристам и общественным деятелям за правовой оценкой случившегося.

Пётр Шкуматов, координатор «Общества синих ведёрок» (ОВС): «"Живой щит" — это обывательское название. На самом деле никто из инспекторов не думал, что, мол, давайте-ка организуем «щит» из граждан. Просто как ещё остановить нарушителя, едущего в левом ряду, не тормозя при этом весь поток? Бежать к нему с обочины через все 6 полос МКАДа? Это самоубийство. Так что никакого «живого щита» в действительности не было. Полицейские действовали верно. Удивляет другое: когда нарушитель стал таранить машины, никто из сотрудников полиции не рискнул применить оружие. Вот это реальная проблема: получается, что пистолеты и автоматы для них — это просто игрушки. Полицейские настолько зарегламентированы в применении спецсредств, что им проще дать нарушителю скрыться, чем прострелить ему колёса. Потому что за каждый патрон им потом полгода оправдываться«.

Сергей Канаев, председатель Федерации автовладельцев России (ФАР): «Сотрудники ГИБДД действовали противозаконно. Я бы даже сказал, это было самое настоящее беззаконие. К сожалению, вся власть в таких случаях на стороне полиции. Инспектор или регулировщик поднимает жезл — вы обязаны подчиниться. Что касается осознанности или неосознанности получившегося в итоге "живого щита", хочу напомнить, что в 2010 году уже был подобный случай. Тогда в действиях гаишника, организовавшего такой же "щит", было выявлено превышение полномочий, и он был приговорён к году колонии-поселения. А начальнику УГИБДД УВД по Москве тогда был объявлен строгий выговор. Так что не нужно делать вид, будто полицейские не знали, что делают».

Виктор Травин, юрист, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев: «Лично я считаю, что никакого "живого щита" не было. "Щит" — это автомобили, намеренно выстроенные в определённом порядке. Как, скажем, выстраивают грузовики, чтобы блокировать движение: нос к носу или к заднему бамперу, то есть цепочкой. Это раз. Второе: какие у сотрудников полиции вообще были законные возможности остановить злоумышленника на МКАДе? Они могли стрелять на поражение, в соответствии с Законом о полиции. Но стрелять в таком оживлённом месте — опасно, велик риск зацепить кого-то. Ленту с шипами на 6-полосной трассе расстелить физически невозможно. Да, можно было начать погоню. Но гонки на оживлённой магистрали могут спровоцировать серьёзную аварию с человеческими жертвами. На мой взгляд, полицейские выбрали наименьшее из всех зол, просто остановив поток. Повторюсь, это не было "щитом", они просто затормозили машины в том порядке, как они ехали. Думаю, что полицейским можно вменить только то, что они явно растерялись, когда нарушитель стал таранить впереди стоящих».

Владимир Александров, юрист, вице-президент Коллегии правовой защиты автовладельцев: «Считаю произошедшее на МКАДе грубейшим нарушением законодательства и вопиющим безобразием. Несмотря на то, что ПДД, регламенты и служебные полномочия позволяют полицейским организовывать "живые щиты", в них могут участвовать только спецтехника или грузовики. Нигде, ни в одном документе не сказано, что для организации "щита" могут быть привлечены обычные граждане. Уверен, что виновные после разбирательства дела должны быть сурово наказаны». 

Алексей Дозоров, юрист, председатель московского областного Комитета по защите прав автомобилистов: «Полицейские подставили людей не по злому умыслу, а по недомыслию. Они думали, что затормозят поток, и нарушитель, едущий в хвосте, вынужден будет остановиться. Это для них был путь наименьшего сопротивления. Однако подкованный злоумышленник знает, куда нужно ударить, чтобы сдвинуть чужую машину. Обратите внимание: когда профессионально перекрывают дорогу для проезда правительственных кортежей, это делается только при помощи грузовиков. В данной ситуации полицейские должны были использовать технические спецсредства или свои служебные автомобили. Но должны были исключить или постараться минимизировать контакт злоумышленника с гражданами». 

Напомним, что в марте 2010 года сотрудники ГИБДД организовали «живой щит» на МКАД, выстроив машины граждан поперёк дороги. По словам одного из участников «щита» Станислава Сутягина, полицейские запретили водителям покидать машины, чтобы преступники отказались от идеи тарана. Однако это не остановило злоумышленников: прорвав «цепочку», они скрылись. После того, как дело получило огласку, командир 1-го спецполка ДПС Александр Козлов был освобождён от должности. Рашид Нургалиев, занимавший тогда должность министра внутренних дел, пообещал, что повреждённые автомобили будут отремонтированы за счёт столичного ГУВД.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество