За свою практику он добился отмены тысяч неправомерно наложенных на водителей взысканий и пересмотра сотен дел по ДТП. В начале наступившего года мы пообщались с Виктором о насущных проблемах автовладельцев, методах «развода» и правилах поведения с представителями власти на дорогах.
Пьянка и встречка
AIF.RU: С какими проблемами чаще всего к Вам обращаются люди?
В. Т.: Чаще всего с двумя проблемами – «пьянка» и «встречка». С пьянками не редко обращаются из-за того, что инспектор ДПС обманул водителя. Водитель спрашивает, можно он не будет дышать в трубочку, очень торопится. Инспектор радостно соглашается. Счастливый водитель уезжает, не понимая того, что он точно так же будет лишён права управлять автомобилем, как за то, что у него было бы установлено состояние опьянения. При этом ещё не факт, что оно было бы установлено. А так уже гарантированно. И инспектору хорошо, не нужно к наркологу ехать, время терять.
AIF.RU: Я правильно понимаю, что от освидетельствования у сотрудника ГАИ никак не уйти?
В. Т.: Есть два вида освидетельствования: полицейское (на месте, в трубочку) и медицинское (в такую же трубочку, но у врача-нарколога). Если мы отказываемся от полицейского, страшного в этом ничего нет, но это является основанием, чтобы повезти к врачу-наркологу. А если мы отказываемся от медицинского освидетельствования, то это ведёт к лишению прав. От него мы отказываться не вправе. Если вы считаете, что прибор показывает неправильно в руках инспектора ДПС (а это случается довольно часто), то тогда есть смысл отказываться от этого сомнительного прибора и требовать направления к врачу-наркологу. Инспектор обязан направить.
АIF.RU: Как определить, в какой алкометр меня заставляют дуть, в китайскую подделку или в настоящий?
В. Т.: Алкометр должен иметь сертификат соответствия, акт поверки соответствия всем требованиям. Он должен также выдавать распечатку, где указана фамилия, номер нагрудного знака, жетон инспектора, количество алкоголя, фамилия испытуемого, дата, время и прочее. Чек этот номерной. Если инспектор ДПС привезёт в конце смены кучу этих чеков и не будет хватать 228-го, будут долгие и сложные разборки, куда делся этот чек. Может же получиться, что инспектор освидетельствовал человека, тот оказался пьяным, инспектор взял у него взятку, а чек выкинул.
Как нас «разводят»
АIF.RU: Виктор, Вам наверняка известны случаи, как доблестные сотрудники ГАИ выкачивают деньги с помощью китайских алкометров?
В. Т.: Здесь всё просто. Инспекторы покупают китайские алкометры без распечатки, предлагают водителю дунуть в него. Допустим, водитель попадается грамотный и требует нормальный прибор с распечаткой, на что хитрый инспектор говорит, что сейчас даст, но если прибор что-то покажет, то выкинуть чек уже не получится, придётся оформлять. Поэтому предлагает дуть в китайский со словами: если он ничего не покажет, то дунем в настоящий, который даёт распечатку. А если китайский что-то покажет, тогда будем решать, то ли вы даёте денег инспектору, то ли будете дуть в настоящий алкометр с распечаткой, и тогда уже обратной дороги не будет. И водитель соглашается дунуть в китайский. А подкрутить китайский алкометр – ничего не стоит, в нём заранее установлены цифры. Трезвый водитель дунул, а там – 0,44 промилле. И дальше уже вопрос, сколько?
AIF.RU: Вы сказали, что вторая по частоте обращений тема – выезд «на встречку». Но периодически на дороге возникают разные неприятные вещи, которые могут угрожать безопасному движению, и чтобы избежать их, водитель выезжает на встречную полосу?
В. Т.: Основной вопрос – что является препятствием? В Правилах дорожного движения сказано, что препятствие – это неподвижно лежащий на дороге объект, не позволяющий проехать по этой полосе. Я всегда считал, что препятствие – это дохлая кошка, которая может намотаться на колесо. Сотрудники ГИБДД говорят, что ничего страшного. Тут мы расходимся с ними во мнениях. Я понимаю, что препятствие – это разбросанные гвозди, может быть, картонная коробка, кто знает, что там находится, лучше объехать. Сотрудники ГИБДД говорят, что она картонная, оттолкни бампером и поезжай дальше. Однозначной оценки, что такое препятствие, к сожалению, нет. Это на усмотрение сотрудника ДПС, который нередко трактует это в свою пользу, считает, что это не препятствие, а вы выехали на встречную.
Например, если на вашей полосе лёд, хотя по льду можно всё-таки аккуратно проехать, и дорога в гору: мы попробовали, проехать не можем, остаётся только вариант поехать по встречной, не создавая помех движению других транспортных средств. Это моё мнение, и оно в этом смысле никогда не совпадало с мнением сотрудников ДПС. Мне кажется, что в данном случае надо поступать хитро. Если у вас есть свободное время и желание поглумиться, надо вызывать сотрудников ДПС и спрашивать у них, что делать в такой ситуации.
AIF.RU: Сейчас в Москве, в связи с введением платных парковок и автоматизированной системы фиксации нарушений, возникает много спорных случаев. Можно ли с ними как-то бороться?
В. Т.: У нас был подобный случай по этой теме. Недавно мы обратились в Центр обработки информации видеофиксации нарушений Управления ГИБДД Москвы и объяснили, что, конечно, знак на Неглинной стоит за 800 м, но мы въезжаем из соседнего переулка и не знаем, что у нас за спиной стоит знак «Стоянка запрещена». Значит, если уж вы нас за это штрафуете, так поставьте, когда мы выезжаем из переулка, дублирующий знак. Мы спиной чувствовать не обязаны. Постановление о штрафе было отменено, и знак воткнули. Я думаю, что надо сфотографировать место выезда из переулка, наличие или отсутствие знаков, запрещающих парковку при выезде из этого переулка, приложить эти фотографии к жалобе на постановление и немедленно в ГАИ с требованием отменить постановление о штрафе. Они сами об этом просят. Ещё хорошо было бы, если бы у вас были свидетельские показания или видеорегистратор, которые подтверждают, как именно вы въезжаете на улицу, где «Стоянка запрещена», и что вы действительно вынуждены так заезжать и знак не видите. Все доказательства, подтверждающие вашу правоту, в данном случае будут хороши. Важно, чтобы они были оформлены документально в виде показаний свидетелей или в виде любого документа.
Не согласен. Прошу рассмотреть в присутствии защитника!
AIF.RU: Насколько видеорегистраторы упрощают решение дел в судах. Можно ли их считать панацеей от всех бед?
В. Т.: Если доказано, что эта запись не подвергалась каким-либо изменениям, тогда панацея. Сама по себе запись может ничего не значить, она оценивается в совокупности с другими доказательствами, но, как правило, свидетель мог наврать, ошибиться, а видеозапись ни наврать, ни ошибиться не может, поэтому доверия больше к видеозаписям, чем к показаниям свидетелей или сотрудников ДПС.
AIF.RU: В тему видеозаписей хочу узнать, насколько правомерно записывать диалог с инспектором на диктофон или видео?
В. Т.: Есть приказ МВД, в котором утверждён административный регламент. Там сказано, что сотрудник полиции не в праве препятствовать гражданам в проведении аудио-, видеозаписи. То есть мы можем смело снимать инспектора ДПС или участкового сотрудника полиции, фотографировать или записыватьм на диктофон всё, что он говорит. Но в суде судья всё это будет оценивать по своему внутреннему убеждению и по совокупности с другими доказательствами.
AIF.RU: Можете дать какие-то советы водителям, помимо того, чтобы они соблюдали правила?
В. Т.: Когда сотрудники ГАИ в чём-либо обвиняют водителя, очень важно попросить их показать в Правилах дорожного движения тот пункт, который водитель, по их мнению, нарушил. Нередко сотрудники ДПС совершают для себя открытия в тот момент, когда вы просите их открыть ПДД. Я в этой теме уже 17 лет и перечитываю Правила дорожного движения раз в месяц. Вы не поверите, я каждый раз открываю для себя что-то новое!
Второе. Если вас обвиняют, никогда не торопитесь признаваться в совершении нарушения. Всегда в протоколе пишите: «Не согласен. Прошу рассмотреть в присутствии защитника». Никогда не нужно сдаваться сразу, потому что некое психологическое давление, которое оказывает на вас сотрудник ДПС своим видом, нередко заставляет вас согласиться с обвинением в нарушении, которое вы, может быть, не совершали. Всегда нужно помнить, что у сотрудников ДПС есть некий план (или контрольные цифры), и возможно вас обвиняют в том, чего вы не делали. Сразу соглашаясь, вы подыгрываете плану, потом это для вас может быть отягчающим обстоятельством. Вот представьте. Согласились с нарушением, которое вы не совершали, а потом действительно случилось так, что вы что-то нарушили. Вас тащат в суд, а в суде говорят, что у вас уже было нарушение, поэтому срок, на который вас лишат прав, увеличится. Поэтому торопливость может вам дорого обойтись. В протоколе пишем: «Не согласен», а потом на досуге подумаем, с чем же мы были несогласны. Посмотрим Правила, почитаем Кодекс, посмотрим ГОСТ. Может быть, выяснится, что действительно виноват, тогда придётся соглашаться с наказанием. Но поддаваться сиюминутному порыву тоже не следует.