Целая эпоха уходит в прошлое: Россия намеревается заключить ряд соглашений с соседними странами об обмене данными по нарушителям ПДД. Об этом изданию М24 накануне рассказал замминистра внутренних дел РФ Виктор Кирьянов. По его словам, на данный момент предложение поддержали Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. «С каждым государством подписывается отдельное соглашение, мы эту работу начали. Кто-то соглашается, например Белоруссия, кто-то явно не хочет. С финнами, например, не получается пока. Мы готовы сотрудничать со всеми странами, но пока процесс идёт тяжело», — отметил Кирьянов.
Это означает, что ныне популярная схема ухода от уплаты штрафов при помощи иностранных номеров вскоре канет в прошлое. Сегодня возможно приобрести по доверенности автомобиль, временно ввезённый на территорию РФ, и забыть о «письмах счастья»: дорожные камеры просто не фиксируют зарубежные номерные знаки. Конечно, постановление могут выписать инспекторы ГИБДД, но взыскать по нему штраф с нарушителя практически невозможно: этот вопрос должен решаться на уровне Министерства иностранных дел.
«Сегодня, прежде чем удастся взыскать штраф с собственника автомобиля на, допустим, молдавских номерах, семь потов сойдёт, — объяснил АиФ.ru координатор «Синих Ведёрок» Пётр Шкуматов. — ГИБДД должно направить штрафную квитанцию в российский МИД. Дипломатическое ведомство передаст её молдавскому МИДу. И всё это без всякой обратной связи — что происходит с постановлением, ГИБДД неизвестно. Возможно, иностранный МИД передал его местной полиции, и те выписали нарушителю локальное постановление. Но, скорее всего, штраф просто теряется в колоссальном межгосударственном бумагообороте».
Между тем машины с иностранными номерами давно уже стали для российских властей настоящей головной болью, особенно в столице. Чаще всего можно увидеть автомобили, зарегистрированные в Белоруссии, Латвии, Литве, Казахстане, Украине и Молдавии. Любопытно, что сложилась уже определённая градация: так, например, балтийские номера используются для дешёвых старых автомобилей, ввезённых на срок до шести месяцев с целью использования их в качестве нелегального такси. За полгода в Москве такой автомобиль не только «отбивает» свою стоимость, но и приносит прибыль. А затем перепродаётся на рынках Средней Азии или Кавказа. Напротив, с белорусскими номерами ездят хоть и подержанные, но недешёвые иномарки. Как правило, их владельцы — москвичи, решившие сэкономить на «растаможке» и не желающие платить штрафы. Отметим, что, по данным ГИБДД, за шесть месяцев 2014 года машины на иностранных номерах совершили почти 700 тысяч правонарушений. А за 2013 год — больше миллиона.
Когда соглашения об обмене данными вступят в силу, уловка с номерами станет бесполезной: зарубежные собственники автомобилей начнут получать «письма счастья» из России. Даже если они являются подставными лицами, на которых зарегистрировано множество автомобилей, реально использующихся другими людьми, — это сработает. Ведь если они не оплатят квитанции, машины могут быть задержаны при следующем пересечении границы. А так как документы на временный ввоз автомобиля выдаются сроком на полгода, каждые шесть месяцев автомобиль с иностранными номерами обязан появляться по «месту прописки». Отметим, что базу данных всех иностранных автомобилей в России ведёт таможня. Кроме того, у собственников «проштрафившихся» авто могут быть проблемы с оформлением российских виз.
«Очевидно, страны Таможенного союза перенимают европейский опыт, — предположил председатель московского областного комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров. — Скажем, если в Португалии нарушить ПДД на машине с немецкими номерами, то штраф придёт в Германию по линии МВД. Немецкие полицейские выпишут нарушителю локальное постановление. В нашем случае, правда, непонятно: деньги пойдут в российский бюджет или нет? А если да, то на каком основании? В любом случае, это шаг к решению проблемы иностранных номеров».
Впрочем, по мнению Петра Шкуматова, это лишь первый шаг, которым удастся залатать далеко не все «прорехи», связанные с жульничеством вокруг зарубежных номеров. Например, не понятно, как будут отлавливаться автомобили-задолжники из Белоруссии — ведь граница с Россией, по сути, открытая. Кроме того, последнее время набирает обороты эпидемия автомобилей-двойников. Для того чтобы создать «дубль» автомобиля, злоумышленники находят за границей идентичную модель и переписывают её номера. А потом изготавливают в России их копии под видом «сувенирной продукции». Таким образом, штрафы, выписанные по этим номерам камерами видеофиксации, будут уходить владельцу «оригинала».
Напомним, что в середине сентября правоохранительные органы России и Белоруссии провели специальный рейд по выявлению «двойников». Как заявил министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев, после проверки 28 тысяч идентификационных знаков было выявлено более 600 «дублей».