Разговоры о том, чтобы продавать «красивые» номера официально ведуться уже достаточно давно. Сейчас эту тему поднял депутат от «Справедливой России» Михаил Сердюк. Он предлагает за получение номера с необычным сочетанием букв и цифр ввести 100-кратный коэффициент к действующему тарифу в 1 500 рублей. То есть стоимость «блатного» номера будет составлять 150 тысяч рублей, которые будут поступать в бюджет и расходоваться, например, на ремонт дорог. По мнению депутата это также поможет снизить коррупционную составляющую при регистрации транспортного средства.
Но это не первая попытка сделать официальным получение «красивых» номеров за деньги. Один из самых объёмных проектов, касающихся почти всей сферы регистрации автомобилей, был зафиксирован в Госдуме 14 декабря 2010 года под номером 471961-5. Проект Федерального закона «О регистрации транспортных средств в РФ» включает в себя пункт:
«Регистрационные знаки (номера) присваиваются в порядке очередности возрастания их цифровых значений. Резервирование за владельцами автотранспортных средств отдельных номеров, серий или сочетаний символов осуществляется в порядке аукциона. Порядок проведения указанного аукциона устанавливается Правительством Российской Федерации»
Законопроект должен был быть рассмотрен в марте 2011 года, но с 12.01.2012 с ним никаких действий не происходило. Возможно, на это повлияло заключение Правового управления Думы, которое в том числе имело такое замечание: «…Необходимость резервирования за владельцами транспортных средств отдельных номеров, серий или сочетаний символов регистрационных знаков именно путем проведения аукциона нуждается в дополнительном обсуждении, учитывая возможную периодичность проведения торгов в данном случае и то, что потребности граждан и юридических лиц в получении регистрационных знаков, в том числе особенного образца, имеют текущий характер».
Единственное, что смущает во всех этих проектах – регулирование регистрации транспортных средств всегда относилось к исполнительной власти. То есть основные нормы, в соответствии с которыми работает ГИБДД, принимались Правительством и отдельными министерствами. Перевод таких достаточно пользовательских вещей как постановка автомобиля на учёт на уровень законодательной власти может привести к полной сумятице из-за отсутствия у депутатов необходимых знаний и опыта.
Во многих странах существует способы выделить свой автомобиль с помощью «красивых» номеров. Но везде это осуществляется по разному. Так, на Украине, согласно приказа МВД от 29 октября 2007 года, стоимость номерных знаков с цифрами 0001, 0002, 0003, 0004, 0005, 0007, 0008, 0009, 5555, 7777 составляет 20 000 гривен, 1111, 2222, 3333, 4444, 8888, 9999 – 10 000 гривен, и за 0006, 6666 – 7500. В Англии за выдачу автономеров отвечает The Driver and Vehicle Licensing Agency (агентство по лицензированию водителей и транспортных средств), которое является органом исполнительной власти Департамента транспорта. Причем регистрационные знаки оно продает на аукционах, проходящих каждые два месяца. Самые простые номера стоят 250 фунтов (около 12 500 рублей), но бывают и дороже, причем начальная цена лота может быть превышена на порядок: на одном из последних аукционов сочетание «I8 О» стоило 5 тысяч фунтов, а продано за 50 тысяч. В Америке возможно получение индивидуальных номеров – custom plates. Их можно выбрать на сайте департамента транспорта, ввести данные уже зарегистрированного автомобиля и после оплаты получить. При этом оплачивается само изготовление и доставка (около $50).Самый дорогой автомобильный номер в мире с единственной цифрой «1» был куплен на аукционе шейхом из ОАЭ Саиду Абдуле Джафару Хури (Saeed Abdul Ghaffar Khouri) за 14, 2 миллионов долларов.
На запрос в поисковых системах «купить красивые номера» выдаётся несколько страниц с сайтами компаний, предлагающих различные комбинации. Цены начинаются с 30 тысяч рублей и доходят до 1,5 миллионов. У одного знакомого знакомых, близкого к регистрирующим органам, за несложное сочетание цифр в номере нужно отдать $200. За желаемую серию, в зависимости от «элитарности» нужно отдать больше – всё рассматривается индивидуально, а иногда приходится и подождать появления необходимой комбинации. Самые «крутые» серии АМР, ЕКХ, ААА, приписываемые таким структурам как Администрация президента, ФСО, ФСБ, в обычные МРЭО почти не попадают, найти их очень сложно и стоят они дороже некоторых машин-носителей.
Александр Васильев, член комитета Госдумы по транспорту, депутат от «Единой России», в своем комментарии радио «Коммерсант FM» высказал мнение, что стоимость «будет определяться именно самим человеком, который хочет купить («красивый» номер – прим. ред.). В общем-то, его желание нельзя никак ограничивать. Да, если это будет аукцион, то хоть миллион будет стоить этот номер, пожалуйста, если у тебя есть такая возможность, покупай, деньги плати в казну, и это будет для нас всех хорошо».
Получение особенных номеров, помимо эстетических, мистических и прочих значений имеют ещё и вполне практический смысл. Социологическое исследование «Сословия на дорогах: влияние социального неравенства среди участников дорожного движения на соблюдение правил (ПДД)» проведённое в начале года ВЦИОМ и Высшей школы экономики (то самое, которое показали Медведеву на весеннем заседании по вопросам безопасности) затронуло в том числе тему «красивых» номеров. Опрос показал, что около 65% респондентов считает возможным с большой вероятностью определить нарушителя ПДД по внешним признакам: наиболее распространенным из них является наличие «привилегированных номеров» (так ответили 77% респондентов). Опрошенные в рамках того же исследования сотрудники ГИБДД в ходе интервью признали, что наличие у транспортного средства серийного номера, указывающего на его ведомственную принадлежность (обычно это сочетание букв), свидетельствует о бессмысленности попыток привлечь водителя за нарушение правил дорожного движения. Более того, остановка автомобиля с такими номерами может быть сопряжена для инспектора с серьезными проблемами (вплоть до увольнения). Обладание «красивыми» или «особыми серийными» номерами, по мнению сотрудников ГИБДД, дает их обладателям ощущение большей свободы, а также определенное чувство безнаказанности. При этом необходимо учитывать, что в данном случае речь идет не только о владельцах служебных машин, но и о тех, кто пользуется данными привилегиями незаконно (купивших себе номера «особых» серий или же с повторяющимися цифрами).
Вот и получается, что с нашим менталитетом, «красивый» номер это не только красиво и легко для запоминания, но и крайне полезно. И у этого проекта есть два неприятных момента. Первый – это то, что у нас всё равно всегда будет категория «специальных» номеров. Экс-депутат Геннадий Гудков высказал свою точку зрения порталу BFM: «Есть «блатная» серия, которая не дает формального преимущества, однако, на самом деле все гаишники, все участники дорожного движения, все контроллеры знают, что это номер необычный. «АРМ» и «ЕКХ» – в нашей чиновничьей стране всегда будут. Будут находить новые и новые приемы, способы выделится, то есть для чиновников это не только удобство перемещение по дороге — это важно, но это не главное. А главное – это принадлежность к клану. И здесь будут платить любые деньги, чтобы получить такой номер. Мы крупную коррупцию с этими номерами не остановим, а сократим микро коррупцию на красивые номера».
Ещё один побочных эффект: в случае принятия закона любой сотрудник ГИБДД будет знать, что у этого автовладельца есть «свободные» деньги, поскольку не будет обычный человек тратить десятки тысяч на жестянку с выдавленными символами. Что может за этим последует, объяснять не надо. Способов по изыманию денег у населения у властьимущих достаточно. Как официально, так и не очень.