За 2015 год в России продано 1,6 млн новых машин. Для нашего рынка это «всего». Для сравнения — три года назад покупателей нашли около 3 млн автомобилей. Примерно на такой объём продаж и рассчитана дилерская сеть. Проседание рынка почти в два раза, разумеется, сказалось на продавцах. На прошлой неделе в ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) испугали, что на грани банкротства находится четверть дилерских центров. А ведь в прошлом году уже закрылись 700 предприятий…
Президент ассоциации РОАД Владимир Моженков успокаивает, что о масштабном банкротстве автосалонов речи не идёт, а большинство из них просто меняет акценты в сторону сервиса. К примеру, из этих 700 дилеров окончательно покинули рынок меньше половины.
«Да, сейчас у четверти дилеров очень трудное финансовое положение, но они продолжают работать, стараются. Основная проблема заключается в том, что банки резко изменили правила игры и увеличили проценты по кредитам для автодилеров, — подчёркивает Владимир Моженков. — А клиентам бояться не стоит. В трудное время мало кто вешает замок на дверь. Одна часть становится неофициальными дилерами и продолжает обслуживать автомобили. Вторая — переформатирует работу на сервисное обслуживание и продажи подержанных машин. Эти предприятия снижают цены на запчасти. Разница в стоимости уже составляет 5–15% по сравнению с неофициальными сервисами».
Теоретически может возникнуть ситуация, когда из-за закрытия дилера купленную ещё совсем недавно машину будет негде обслуживать. Владимир Моженков признаёт, что проблема есть. Тем не менее случаи подобных неудобств единичны. По всей стране сейчас насчитывается около 4 тысяч дилерских предприятий. То есть у большинства марок как минимум 2–5 официальных сервисов в близкой доступности найдётся в любом регионе. И если один дилер не выживет и свернёт всю работу, его «соседи» только скажут спасибо за подарок в виде новых клиентов. Совсем без сервисного обслуживания автовладельцев никто не оставит.
Многие опасаются проблемы другого масштаба — не закрытия конкретного дилера, а ухода целой марки из России. Ровно год назад концерн General Motors значительно сократил своё присутствие в нашей стране, полностью прекратив продажи Opel. В скором будущем, по разным оценкам, рынок на время могут покинуть ещё несколько автопроизводителей. Но обслуживание, в том числе гарантийное, попрощавшиеся с Россией компании обязаны продолжать. Никаких регламентов, которые регулировали бы взаимоотношения дилеров и производителей после ухода с рынка, нет. В каждом случае вопрос решается индивидуально. Но простых автомобилистов эти проблемы вообще не должны волновать. На их стороне — российский закон.
«Даже если гипотетически предположить, что какая-либо марка покинет российский рынок, её дилеры не оставят автовладельцев, — отмечает Владимир Моженков. — Вместе с автосалонами сервисы закрывать никто не решится. Иначе тысячи людей просто забросают автопроизводителей судебными исками из-за нарушения закона „О защите прав потребителей“».
По этому закону, компания обязана обеспечить обслуживание товара в течение всего срока службы. Если, как с автомобилями, он точно не определён, то в течение 10 лет. Вот и марка Opel договорилась поддерживать дилеров именно на такой срок. Это означает, что поставки запчастей не прекратятся, и сервисные контракты разрывать не будут. У владельцев не возникнет проблем с обслуживанием ни «Опелей», ни машин других марок, которые решатся уйти из России.