Стоимость машин и запчастей выросла в рублях за последние два года примерно в полтора – два раза вслед за долларом. Особенно это коснулось иномарок без производства в России. Но дороже стали в том числе и отечественные автомобили, многие комплектующие которых также делают за рубежом. Автолюбители до сих пор не могут привыкнуть к новым реалиям и жалуются на высокие цены, хотя, если вдуматься, они не такие уж высокие. Чтобы доказать это, посмотрим, сколько в рублях сейчас стоят автомобили у нас и на некоторых других рынках. Результаты удивляют.
Для убедительности возьмём несколько популярных автомобилей в разных классах. Для начала обратимся к городским компактам. Яркий представитель седанов B-класса в России — Kia Rio. Сегодня без учёта сезонных акций его можно купить в средней комплектации с мотором 1,6 литра и автоматом за 731 900 рублей. Довольно выгодное в нынешних условиях предложение на рынке даже без практически стопроцентных скидок. Сравнивать в первую очередь будем с самой развитой в плане автомобилестроения страной — США. Здесь традиционно машины дешевле, чем на многих других рынках. Разница с Россией и сегодня огромная, только теперь в другую сторону. Седан Rio в Америке в схожей комплектации, хоть и с немного более мощным мотором, сегодня можно купить за 965 100 рублей, то есть практически за миллион! А на родине марки автомобиль называется Kia Pride и в аналогичной версии стоит аж 917 450 рублей по сегодняшнему курсу южнокорейской воны. Дешевле, чем в США, но всё ещё сильно дороже, чем в России.
В классе побольше обратим внимание на один из самых популярных автомобилей мира — Volkswagen Golf. Немецкий хетчбэк, давший название целому сегменту, в России стоит 1 340 000 рублей с популярным мотором 1,4 TSI и «роботом». Вот уж кто не стал специально удерживать цены. Однако всё равно это предложение выглядит невероятно выгодным по сравнению с другими странами. В «домашней» Германии хетчбэк с таким же оснащением продаётся за 1 772 905 рублей. Американский прайс-лист больше похож на российский — 1 367 465 рублей.
А что в самом быстрорастущем сегменте SUV? Что касается России, то здесь правит бал Toyota RAV4. В средней комплектации полноприводный кроссовер с двигателем 2,5 литра отечественные дилеры продают за 2 046 000 рублей. Цена выглядит честной на фоне других стран. Например, в США такой «Рафик» обойдётся в 2 172 200 рублей. У «Тойоты» много заводов по всему миру, в том числе в Китае. Но компактный японский кроссовер в Поднебесной стоит прилично дороже российского. Средняя версия будет стоить китайцу 2 325 000 рублей.
Стоит взглянуть также на премиум-сегмент, чтобы убедиться в низкой стоимости всех автомобилей в России. Рассчитаем цену нового E-Class от Mercedes-Benz — одной из главных новинок года. Знаковый для бизнес-класса и всей автоиндустрии седан не так давно появился, потому продаётся везде без значительных скидок. Чистота эксперимента обеспечена. Скажем, если житель немецкого Зиндельфингена, где собираются «Мерседесы», решится на покупку 245-сильного заднеприводного E300, ему придётся выложить 3 784 670 рублей. В США такой же автомобиль подешевле — 3 411 430 рублей. А теперь внимание — в России «трёхсотый» Е-класс продаётся всего лишь за 3 350 000 рублей. Американцы и немцы пакуют чемоданы. Но, может быть, в более экзотических странах другие цены? Взять, например, ЮАР. В африканской стране Е-класс в такой комплектации вообще не продают. Зато есть базовый Е200, который в пересчёте с южноафриканских рэндов обойдётся без учёта опций в 3 379 940 рублей. В России аналогичный седан бизнес-класса стоит «какие-то» 2 950 000 рублей.
Таким образом, сегодняшние цены российских автодилеров уже не кажутся завышенными. По сравнению с Европой, Америкой, Азией и даже Африкой, у нас просто распродажа. Но, как мы писали, стоимость новых машин в России в ближайшее время продолжит расти. У всех производителей разная стратегия продаж. Одни подняли цены мгновенно параллельно с падением курса рубля. Другие решили сначала приучить потребителей к новому порядку цен и повышать их постепенно. Третьи вообще демпингуют, чтобы захватить долю рынка на перспективу, до лучших времён. Поэтому и возникла сейчас такая ситуация, что многие автомобили в России оказались значительно дешевле, чем в среднем в мире.