Мы все консерваторы: реклама просто льстит нам, рисуя нас людьми, стремящимися к новизне. Её задача — продать то же самое, что и вчера, но на дюйм шире, на мегапиксель чётче, на гигагерц быстрее. В этом и заключается вся «новизна», и не в этом ли кроется причина неудачи тех, кто пытается вывести на рынок нечто, выходящее за рамки обыденного? Alfa Romeo дважды предпринимала попытку закрепиться в России, но всякий раз терпела неудачу. И можно сколько угодно твердить про репутацию «Альфы» как производителя «капризных» машин, малое количество сервисов или дефицит запчастей — через это проходили почти все автобренды. Просто в то время, когда бывший советский человек начинал познавать мир, «Альфа» не попала в обойму «крутых» иномарок в его представлении. Когда сознанием правили большие чёрные седаны с криминальной репутацией, «дизайнерские» итальянские машины смотрелись несолидно.
Так оно и повелось: можно совершенно точно сказать, какие эмоции испытывает россиянин, приобретая автомобиль того или иного привычного бренда. Особенно «немецкого триумвирата»: «Кольца», «Пропеллер» или ээ«Звезда» рождают понятный ассоциативный ряд. Но «Змея, пожирающая сарацина» (эмблема Alfa Romeo)? Тут массовое сознание начинает буксовать: непонятно, кто покупает такую машину и насколько она «премиальная» в традиционной системе ценностей?
В сложившемся понятийном вакууме выход субкомпакта MiTo кажется удачным для имиджа марки в России. Ведь всем очевидно, что маленькие «Мерседес» и «БМВ» покупают «от бедности» (ну, а как ещё-то?). А маленькую изящную «Альфу»? Совсем другой коленкор: тут итальянская страсть, эстетика и художественность форм. И купивший ёе автоматически становится немножко итальянским гонщиком, немножко вольным художником, словом, — нестандартным человеком. Alfa Romeo наконец-то обретает свою нишу и аудиторию: тех, кто хочет быть «не как все».
Конечно, «Альфа» не первой открыла эту нишу. Здесь давно и почти безраздельно царствует Mini Cooper, часть аудитории оттянул на себя Volkswagen Beetle. MiTo создан, чтобы конкурировать с ними: и это опасный противник. В то время как «Жук» и «Мини» эксплуатируют ностальгическое умиление перед ретро, «Мито», напротив, предлагает современный дизайн. Расчёт верный: это как глоток свежего воздуха; ну сколько можно «перепевать» мотивы 40–50 годов? Авангардной внешностью, впрочем, обладает другой соперник «Альфы» — Citroen DS3. Но итальянка нарисована дизайнерами как маленький спорткар: длинная линия капота, поджарый силуэт. Она смотрится куда «горячее» пухлого француза.
Будьте уверены, за рулём Alfa Romeo трудно остаться незамеченным. Когда «Мито», постреливая выхлопом в перегазовках (спортивный режим заставляет машину звучать по-взрослому), останавливается у какой-нибудь автомойки, персонал высыпается, чтобы поглазеть на машину. Она вызывает живые эмоции: ребята расскажут, что восстанавливают в гараже какой-нибудь спортивный японский рыдван. Люди постарше будут уважительно цокать языком, разглядывая красные суппорта, просвечивающие сквозь 17-дюймовые диски. Как едет? Сколько ест? Неужели 95-й бензин, а не 98-й? Можно ли сфотографироваться рядом с машиной? Словом, MiTo — самая яркая машина компакт-класса. И, на наш взгляд, самая стильная из всех, что можно приобрести за её цену (777–1 111 000 рублей).
Но это снаружи, а как внутри? К сожалению, в салоне трудно удержаться от вздоха разочарования. Посмотрите на фото: вам тоже кажется, что сочетание серого с пластмассово-серебряным выглядит скучно и дёшево? А к чему тут декоративные вставки «под карбон», словно в каком-нибудь «оттюненном» Mitsubishi Lancer? Удобные ковшеобразные сиденья «тряпочные» — и это максимальная комплектация автомобиля. Да, симпатичное тиснение логотипа и зелёная прострочка несколько оживляют картину. Но тактильно всё равно ощущаешь себя в недорогой машине: рычаг КПП — бездушная лёгкая пластмасска; руль обтянут кожей, но его «сердцевина» со значком — жёсткий пупырчатый пластик. Или взять, например, бортовой компьютер: загадка, почему подобные устройства, как правило, уступают по мощности и функциональности карманному тетрису, помните, были такие штуки в 90-е? Но компьютер «Мито» слабоват даже на общем фоне: кажется, любая микроволновка сегодня обладает большим спектром мультимедийных возможностей.
От грустных мыслей о спартанском интерьере отвлекают итальянские надписи на приборке («Benzina» звучит куда романтичнее унылого «Fuel») и значок четырёхлистного клевера на борту (символ спортивных машин Alfa Romeo). Quadrifoglio Verde — самая «топовая» модификация MiTo, оснащённая турбированным двигателем Multiair, объёмом 1,4 литра, развивающим мощность 170 л. с. при 5500 об./мин. Работая в паре с 6-ступенчатой роботизированной трансмиссией TCT, он разгоняет автомобиль до 100 км/ч за 7,3 секунды. Впечатляющие характеристики: машина достаточно энерговооружённая, чтобы заставить конкурентов глотать пыль. Значит, хватит ощупывать обивку и стучать по пластику — ключ на старт.
И... минуточку, какая-то невнятица. «Альфа», словно сонная, на газ реагирует поздно и нехотя. Настройки выставлены в серединный режим — «N»; — это же «норма», как у всех обычных машин? Однако, когда автомобиль ползёт в пробке 40 км/ч в горку, коробка раз за разом переходит на высшую передачу. Ну конечно — это «экологический» (или «экономичный») режим. А где же «норма»? Её просто нет — фирменная трансмиссия Alfa Romeo DNA предусматривает только три режима: «спортивный» (Dynamic), «эко» (Neutral) и «всепогодный» (All-weather). Отметим, что в последнем варианте крутящий момент строго дозируется для надёжного сцепления шин с мокрой или заснеженной дорогой — и машина ведёт себя таким же «овощем», как и в «экологичном» режиме.
Получается, что повседневный режим эксплуатации автомобиля, по замыслу инженеров, «экологичный». Но зачем же заставлять водителей быть святее Папы Римского? Очевидно, «эко» хорош при длительных поездках — для экономии топлива. Впадая в многочасовой анабиоз, можно порадовать радетелей за бу5дущее планеты. Но в городе от машины требуется маневренность, обеспеченная спокойной мощью двигателя. Причём именно «спокойной» — от суматошного «спортивного» режима быстро устаёшь. Увы, но «Мито», в отличие от своих конкурентов, так ездить не умеет; значит, уступает им в комфорте при езде в загруженном мегаполисе.
Зато в «спорте» итальянка преображается: от задумчивости не остаётся и следа. Турбина не только включается раньше, но и переходит в режим Overboost, обеспечивая двигателю максимальный крутящий момент. «Мито» проносится сквозь поток, словно комета, а какой приятный рокочущий звук выхлопа! Выбравшись на загородную трассу, машина показывает себя во всей красе, залпом проглатывая километры между населёнными пунктами. «Робот» переключает передачи чётко и вовремя — фирменная система сухого двойного сцепления работает на ура. В общем, поездка в «спортивном» режиме бодрит не хуже утренней пробежки. Серьёзных нареканий заслуживает только электроусилитель руля: ещё одна досадная уступка «зелёным». Из-за него управление MiTo лишено какой-либо остроты; кажется, что рулю вкололи анестетик — он такой же бесчувственный, как губа после «заморозки» у зубного. Это существенный недостаток, убивающий изрядную долю веселья: не ощущая автомобиль по-настоящему, начинаешь чересчур осторожничать в поворотах и перестроениях.
Подвести итог не так-то просто: Alfa Romeo MiTo — противоречивый автомобиль. Обладая незаурядной внешностью, «итальянка» во многом проигрывает конкурентам. Она не так хорошо отделана, как Citroen DS3, а на дороге совсем не так азартна, как её главный соперник — Mini Cooper. Последний выигрывает практически во всём, но у него есть жирный минус: «Купер» примелькался. Он давно стал привычной частью городского пейзажа, в его сторону никто голову не повернёт. А потенциального покупателя необычной машины едва ли обрадует перспектива «быть как все». Такие автомобили приобретают, чтобы привлекать внимание — и в искусстве художественного выпендрежа Alfa Romeo нет равных.