Примерное время чтения: 6 минут
21811

В чужом пиру похмелье: кому достанется авторынок России?

Сюжет Уход иномарок с российского авторынка

Решение концерна General Motors покинуть российский рынок прозвучало как гром среди... пусть не ясного, уже нахмурившегося, но ещё далеко не грозового неба. Ведь GM — один из пионеров отечественного рынка, начавший работать в РФ ещё в «смутные времена» 90-х годов. Конечно, уход такого крупного игрока был воспринят автомобилистами эмоционально: марки Opel и Chevrolet оказались едва ли не в одном ряду с хамоном и пармезаном; иначе говоря — многие сочли, что это был политический ход в наметившемся противостоянии России и США. Может быть, намёк со стороны американцев на то, что санкции в отношении нашей страны будут ужесточены (не зря же GM объявила рынок «неясным в долгосрочной перспективе»). А последовавшее заявление южнокорейской компании SsangYong о приостановке поставок автомобилей в РФ так и вовсе посеяло панику. Кажется, на горизонте замаячили призраки дефицита и автомобильного «железного занавеса». Но так ли это на самом деле?

«Ничего личного, только бизнес», любят говорить коммерсанты; следуя логике этой поговорки, можно поискать чисто экономические причины ухода General Motors. А они, безусловно, есть: проблемы у компании начались далеко не вчера. Например, в прошлом году GM заявила о снятии с продажи седана Malibu из-за низкого спроса; Chevrolet Cobalt оказался не в состоянии повторить коммерческий успех Lacetti; неважно продавался и Chevrolet Cruise. Допущенные маркетинговые ошибки привели к тому, что GM приходится реструктурировать свои подразделения не только в России, но и по всей Европе.

Конечно, у нас компании пришлось тяжелее всего: ведь бюджетные модели Chevrolet — это южнокорейские машины с низкой степенью локализации (всего около 25%). После того, как вона подскочила к рублю более чем на 80%, марка в одночасье стала неконкурентоспособной. Кстати, по той же причине сейчас «впадает в спячку» и SsangYong, несмотря на то, что отечественный рынок для марки — крупнейший; в 2013 году здесь продавалось больше машин, чем в самой Южной Корее.

В минувшем январе, когда кризис авторынка начал набирать обороты после головокружительных декабрьских продаж, председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер сравнил происходящее с тяжёлым похмельем. Пожалуй, не только декабрь, но и несколько предыдущих лет справедливо будет охарактеризовать как затянувшуюся «пирушку» автопроизводителей. Когда страна купалась в нефтедолларах, можно было осуществлять безоглядную экспансию на рынок. Но с падением курса рубля в лучшем положении оказались те, кто заранее припас пилюлю от головной боли. И эта пилюля — локализация производства в России.

Именно бренды с высокой степенью локализации окажутся способными удержать цены, пережить кризис с минимальными убытками и стать хозяевами положения, когда рынок вновь пойдёт в рост (по прогнозам Минэкономразвития, это случится не ранее 2016 года). Увы, практически неизбежно, что компании, ориентированные на импорт в бюджетном сегменте, будут вынуждены покинуть Россию в ближайшие месяцы. Для них это станет похмельем в чужом пиру — среди марок, которые оказались дальновиднее.

Для последних кризис, наоборот, будет уникальной возможностью укрепить свои позиции: так, накануне компания Ford Sollers объявила о готовности расширить присутствие в регионах за счёт сотрудничества с дилерами брендов, прекративших свою деятельность. Очевидно, речь идёт о дилерах General Motors: то есть, на место одного американского концерна незамедлительно приходит другой — «ничего личного, коллега, только бизнес». Несмотря на тяжёлое положение (потерю 78% продаж в сравнении с прошлым годом), Ford Sollers подтвердил свои намерения вывести на рынок 4 новые модели и достичь среднего уровня локализации 60% к 2018 году.

Свои инвестиционные планы в России подтвердил и другой гигант автопромышленности, концерн Volkswagen: во втором квартале текущего года немцы собираются открыть новый завод по выпуску двигателей в Калуге и склад запчастей в Чехове. Альянс Renault-Nissan заявил, что российский рынок остаётся для компании стратегически важным: на заводе в Санкт-Петербурге не планируется сокращений ни мощностей, ни персонала. Toyota и Hyundai также уверяют, что не изменят планов по развитию своих заводов; а компания KIA буквально на днях презентовала в России обновлённую модель Rio и планирует в ближайшее время вывести на рынок ещё одну новинку.

Одним словом, несмотря на некоторое обеднение выбора, российским автомобилистам не грозит дефицит иномарок; да и сокращение модельных рядов временное — как только рынок начнёт расти, импортёры вернутся обратно. Такое уже не раз было: некоторые из исчезнувших в последнее время марок (например, Seat) неоднократно уходили и возвращались на российский рынок. Вот и SsangYong заявили, что ждут только стабилизации курса рубля, чтобы возобновить поставки машинокомплектов для сборки на Дальнем Востоке.

«Хочешь жить, умей вертеться» — гласит другая пословица, популярная в бизнес-среде. Прошли золотые для автопроизводителей времена, когда за машинами выстраивались очереди. Теперь, чтобы выжить на рынке, оставшимся в России брендам придётся усилить конкурентную борьбу, что сыграет на руку потребителям. Так, например, Ford Sollers уже объявил, что готов принимать на сервисное обслуживание автомобили «ушедших» марок, а также запустил программу trade-in, предоставляя скидку при покупке нового Ford в обмен на автомобиль одного из таких брендов. Кстати, перед уходом с рынка General Motors объявили 25% скидку на все модели Opel и Chevrolet.

Оцените материал
Оставить комментарий (5)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах