Электромобиль, то есть машина, которую приводит в движение электромотор, а не двигатель внутреннего сгорания, действительно на первый взгляд чрезвычайно перспективная идея. Электромотор проще легче и «удобнее» для применения в автомашине. Ему не нужна трансмиссия – характеристика электродвигателя такова, что максимальный момент он развивает при минимальной частоте вращения. Иными словами при трогании с места электродвигатель сам «включит первую передачу». Проблемы начинаются, когда речь заходит об источнике энергии. Аккумуляторная батарея гораздо тяжелее бензобака, а запасти энергии может существенно меньше. Если для современных машин с двигателем внутреннего сгорания запас хода в 400-500 км. средний результат, и даже цифры в 900-1000 км. на одной заправке далеко не редкость, то электромобили способны пройти лишь 150-250 км., потом – пожалуйте к розетке. Не менее существенно и то, что дальняя поездка на электромобиле пока категорически неудобна: проехав несколько сотен км. машина потребует зарядки. Только если заправить бак бензином можно за 2-3 минуты, то зарядить аккумуляторные батареи так быстро не получится, «заправка» займет от 4 до 12 часов, в зависимости от типа и емкости аккумуляторов. Даже самые прогрессивные разработки в этой области не позволяют сократить это время до «бензинового». Не говоря уже о том, что обычные заправки есть на каждом углу, но найти розетку в дороге?
Можно предположить, что электромобили могут оккупировать города – тут все складывается достаточно удачно: днем короткие пробеги на работу и с работы, а ночью машина подзаряжается у дома. Но даже в таком режиме поездок всплывут специфические нюансы машин на электротяге. Масса электромобиля всегда больше, чем аналогичный параметр у близкого по характеристикам авто с двигателем внутреннего сгорания. Причина – опять же в аккумуляторах. Это громоздкое и тяжелое устройство. Например известный электромобиль Tesla Roadster на 280 кг тяжелее Lotus Elise на шасси которого он построен. А каждый лишний килограмм нужно разгонять и тратить на это энергию батарей. Не стоит забывать и о таких мелочах, как микроклимат в салоне. Отопление в машине с бензиновым мотором реализовано за счет дармового тепла, которое в любом случае нужно у двигателя «отобрать». Но электромобиль, как раз за счет своего высокого КПД, лишнего тепла не производит и отапливать кабину зимой придется строго за счет батареи. Иными словами машина будет способна поддерживать тепло в салоне в течение 3-6 часов стоя на месте, не тратя ее на передвижение, ведь запас электроэнергии батарей современных электрокаров составляет 20-50 кВт*ч. Причем зимой, когда нужна «печка», емкость снизится на 10-20% из-за торможения химических процессов в аккумуляторе. К сожалению «прикинуть» весь объем затрат энергии эмпирически не просто, нужны масштабные эксперименты. Пока же фирмы-производители тестируют свои электромобили в тепличных условиях. В принципе это понятно – технология делает первые шаги и еще не успела избавиться от детских болезней.
Парадные цифры энергоэффективности и экологической эффективности электромобилей достаточно высоки – электромобиль оказывается в 152-1,8 раза эффективнее аналогичной машины с двигателем внутреннего сгорания. И «выбрасывает» при движении на столько же меньше вредных веществ. Причем этот выброс происходит не в городе, а вынесен за его пределы туда, где стоит электростанция. Цифры эффективности и экологической нагрузки учитывают весь цикл получения и передачи энергии. Значительный разброс обусловлен разными типами, и соответственно КПД, электростанций. Тут правда есть нюанс: если посчитать «в деньгах», то каждый кВт, полученный из бензина обойдется водителю в 1.4 рубля, а «электрический» в 2 руб. 11 коп (в Москве). Значит денежные затраты на эксплуатацию либо останутся на прежнем уровне, либо уменьшаться несущественно, всего 15-17%. Насколько это перевесит для простого водителя все сложности эксплуатации подобных машин? Не случайно во многих странах мира правительство дополнительно стимулирует население льготами при выборе машин на электротяге. Причем речь идет о регионах с умеренным или теплым климатом. А глобально, то есть совсем без оговорок, электромобиль назвать альтернативой обычным авто пока нельзя.