Примерное время чтения: 7 минут
2877

Реагенты на основе бишофита – панацея от зимних пробок

Озабоченность городских властей чистотой улиц в зимний период – это абсолютно нормальное явление. Улицы без снега более безопасны и для транспорта, и для пешеходов. Существует два способа – механический и химический. За механическую уборку снега в столице в этом сезоне будут отвечать 2600 единиц новой техники и 56 стационарных и 149 мобильных снегосплавных пунктов. А вот по поводу борьбы с гололёдом с помощью химических веществ администрация города ещё не определилась.

Как объяснили в пресс-службе департамента ЖКХ Москвы, на прошлой неделе были объявлены тендеры на проведение экспертизы качества твердых и жидких антигололедных реагентов. Суммы на эти испытания будут потрачены не маленькие – по данным сайта госзакупок столицы, где опубликованы два конкурса и запрос котировок «на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению экспертизы качества противогололедных реагентов», общая стоимость испытаний составит 29 323 725 рублей.

В продолжении: Дорожные реагенты в Москве. Что нужно знать

Согласно постановлению правительства Москвы от 10 апреля 2007 года «О порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства в городе Москве» на объектах дорожного хозяйства допускается применение только тех реагентов, которые прошли предварительную оценку воздействия на жизнь и здоровье граждан, состояние компонентов окружающей среды, включая растения, почву, водные объекты, на состояние объектов дорожного хозяйства и связанных с ними гидротехнических и других коммуникаций.

 

 

Вещества, использующиеся в качестве противогололедных реагентов имеют сложный химический состав, основанный на соединениях кальция или магния и хлора. Качество реагента зависит от используемого сырья, технологии производства и различных присадок, которые добавляются для смягчения воздействия на окружающую среду. При проведении экспертизы будут установлены несколько показателей, среди которых: температура начала кристаллизации, коррозионная активность на металл Ст3, агрессивного воздействия на цементобетон, а также наличие и доля в составе таких вредных веществ как фтор, ртуть, хром, мышьяк и др. После завершения экспертизы и определения подходящего реагента, будет объявлен тендер на его поставку.

По словам руководителя продаж противогололедных реагентов компании «Дарос» Алексея Красновского, сейчас на рынке нет никаких революционных продуктов. Бишофит, о котором говорят СМИ, как вещество, борющиеся со льдом, известен уже давно и существует несколько брендов, использующих его в качестве основы в составе реагента. Такие продукты предпочитают использовать частные компании, поскольку, несмотря на стоимость, в 2-3 раза превышающую цену классического антигололедного средства – технической соли, они более эффективны, экономичны и экологичны. Рынок показывает, что бишофит становится все более привлекательным – его продажи растут с каждым сезоном. А вот в городском хозяйстве нередко продолжают использовать смеси на основе хлорида кальция. По данным департамента жилищно-коммунального хозяйства Москвы, запасов старых реагентов хватит городу на два-три года. Если в этом сезоне будет решено приобрести новые вещества, то скорее всего они будут использоваться на дорогах столицы. А запасы будут применяться на внутридворовых территориях.

Бишофит – свойства вещества

Это вещество в 1877 году открыл немецкий геолог и химик Карлом-Густавом Бишофом (Bischof), в честь которого и назван минерал. Его первое месторождение – штасфуртские соленосные отложения в Германии. После открытия больших залежей бишофита в Поволжье, он перестал считаться редким минералам и стал применяться в различных сферах: в строительстве, сельском хозяйстве, нефтедобыче, химической промышленности, медицине и дорожном хозяйстве.

Бишофит представляет из себя кристаллическую соль, которая осталась на глубинах в 1-5 км после испарения древних морей более 200 миллионов лет назад. Внешне это вещество похоже на мелкую прозрачную соль с белым, розовым или коричневым оттенком, в зависимости от примесей.

 

Фото: www.globallookpress.com

 

Главное действующее вещество – хлорид магния, к нему примешиваются йод, бром, железо, кремний, цинк и еще около 70 элементов. Его добыча ведется с помощью растворения залежей водой и последующего откачивания смеси (выщелачивание). Бишофит быстро впитывают влагу, поэтому его кристаллы на воздухе распадаются. Вещество имеет антисептичные, антиэлектростатические, огнеупорные свойства. Однако он имеет более агрессивные коррозионные свойства, что, впрочем, компенсируется различными присадками.

Бишофит используется как противогололедный реагент, аналогичный по принципу действия с хорошо известным реагентом – технической солью (основа - хлористый натрий), но менее вредный для окружающей среды из-за своего состава. Он предотвращает образование льда при температуре до минус 35 градусов Цельсия. Его расход на один квадратный метр при температуре минус 20 градусов составляет 90 грамм. А эффективность позволяет снизить стоимость содержания дорог в чистоте в несколько раз, по сравнению с использованием других веществ, применяемых для этих же целей. Как реагент бишофит безопасен для человека и животных, не оставляет белых пятен на обуви и способствует улучшению состава и плодородности почвы.

Как действуют противогололедные реагенты

Из курса физики всем известно, что вода замерзает при температуре ниже 0 градусов Цельсия. Соляной раствор замерзает при более низких температурах. Именно поэтому не замерзают моря.

Когда лед или снег посыпают реагентом, входящая в его состав соль начинает взаимодействовать с молекулами воды, в результате чего вода из твердого состояния переходит в жидкое. Вследствие этого процесса образуется пленка из водного раствора соли, что увеличивает площадь соприкосновения соли со льдом. Температура плавления зависит от соотношения льда и соли, скорости перемешивания и степени измельчения льда.

После того, как антиобледенительное средство распределили по поверхности, оно начинает активно действовать. В зависимости от температуры, состава и качества вещества, процесс может занять от нескольких минут до часа. При тонком слое льда или снега, они превращаются в соляной раствор, а при толстом слое поверхность становится пористой и наледь проще удалить с поверхности дороги.

Реагенты и автомобиль

По словам руководителя группы по качеству ООО «РОЛЬФ Импорт» Александра Зашихина, в последние сезоны многими дилерами отмечается, что состояние автомобилей, которые эксплуатируются в крупных городах (особенно в Москве), где применяются противогололедные материалы (ПГМ), заметно хуже чем у машин, избавленных от этого воздействия. В первую очередь, это касается состояния днища автомобиля, пластиковых элементов, резиновых уплотнений, декоративных хромированных покрытий, а также изоляции и разъемов электропроводки. К сожалению, весьма сложно повлиять на состояние некоторых элементов (детали, изготовленные из резины, или электропроводка), находящихся на открытых участках под днищем. Все по причине того, что реагенты - это соли, а значит, в тех местах, где идет наибольшее взаимодействие с ПГМ, будут протекать весьма активные химические реакции, которые приводят к сокращению срока службы этих материалов. Именно поэтому регулярная мойка, применение средств по уходу за лакокрасочным покрытием, хромом и пластиком важны для поддержания автомобиля в нормальном состоянии. Кроме того, многие дилерские центры предлагают услугу по дополнительной антикоррозийной обработке днища и скрытых полостей, которые повышают устойчивость указанных элементов к внешним агрессивным факторам.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах