Финансовая блокада. Могут ли санкции Запада разрушить экономику России

Здание представительства Евросоюза в Москве. © / РИА Новости

Несмотря на нежелание некоторых европейских стран поддерживать новые антироссийские санкции, Брюссель всё-таки расширил ограничительные меры в отношении РФ. На этот раз ЕС снова ужесточил доступ к европейскому рынку капитала ряду госбанков и госкомпаний РФ. Ограничения ЕС также касаются сотрудничества с Россией с области нефтедобычи. Об этом говорится в сообщении, опубликованном в официальном журнале ЕС.

   
   

По традиции, Брюссель обновил список лиц, которым запрещён въезд в Объединённую Европу. На этот раз в «чёрный список» включены 24 человека, среди которых лидер ЛДПР Владимир Жириновский, депутаты Игорь Лебедев, Александр Бабаков, Иван Мельников, Светлана Журова, а также генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов.

Следом за Евросоюзом расширить санкции против России обещают США. «Мы присоединимся к ЕС во введении новых санкций в отношении РФ в ответ на её незаконные действия на Украине. <…> Эти меры увеличат политическую изоляцию Москвы и нанесут экономический ущерб России, особенно в областях, имеющих значение для президента Путина и близких к нему лиц», — заявил президент США Барак Обама.

При этом западные политики не исключают, что антироссийские санкции будут отменены, если Москва выполнит свои обязательства по деэскалации кризиса на юго-востоке Украины.

«Санкции не являются самоцелью, их цель — изменение поведения. И мы, конечно, хотим, чтобы соглашения, которые были приняты в Минске, стали не только намерениями, но и привели к конкретным результатам. Мы хотим, чтобы РФ предприняла серьёзные, убедительные и устойчивые шаги по урегулированию кризиса на Украине», — сообщил накануне представитель ЕС в Москве Вигаудас Ушацкас.

Пока же санкции ЕС будут действовать до конца июля 2015 года.

За кредитом — в Азию

Санкции, введённые Евросоюзом, распространяются на 15 российских компаний и 5 госбанков. Ограничения введены в отношении трёх нефтегазовых предприятий: «Роснефти», «Газпромнефти» и «Транснефти», а также компаний, производящих военные технологии и товары двойного назначения: «Уралвагонзавод», Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК), концерн «Калашников», «Оборонпром», «Сириус», Тульский оружейный завод, НПО «Базаль», НПО «Высокоточные комплексы», концерн ПВО «Алмаз-Антей», «Химкомпозит» и концерн «Технологии машиностроения».

   
   

Что касается банков, попавших под эмбарго, их список остался неизменным с момента последних санкций — это Сбербанк, Внэшэкономбанк, ВТБ, Газпромбанк и Россельхозбанк.

Действующие проекты и сделки от санкций не должны пострадать, по крайней мере, большая часть из них уже должна иметь финансирование, поэтому запреты их не коснутся. А вот новые проекты окажутся под угрозой срыва или замораживания, пока не будет решен вопрос, где взять на них средства.

С сегодняшнего дня европейские инвесторы, будь то компании или частные лица, не вправе оказывать услуги по долговому финансированию попавшим под санкции госбанкам РФ и нефтяным, оборонным предприятиям. Иными словами, резидентам ЕС запрещается выдавать попавшим под санкции предприятиям кредиты на срок более 30 дней, в также покупать или продавать новые облигации, акции и ценные бумаги сроком обращения более 30 дней. Ранее срок ограничений по долговому финансированию составлял 90 дней.

По мнению экспертов, опрошенных АиФ.ru, ограничение доступа на европейский рынок капитала замедлит развитие российской экономики, но не разрушит её.

«Ограничительные меры будут оказывать медленное, но отрицательное воздействие как на финансовую сферу (повышение ставок по кредитам и невозможность перекредитоваться на западных площадках), так и на отечественный рынок. Новые санкции ещё сократят ВВП на 0,5-1 %. Что касается национальной валюты, то в целом позиции рубля остаются шаткими и будут зависеть от наличия рисков новых санкций в отношении России, а следовательно, и ускорять отток капитала из страны», – указывает аналитик управления инвестиционных операций «Ланта-Банка» Роман Ермаков.

Последствиями новых санкций будует недостаток финансирования, резкое обесценивание ценных бумаг и снижение инвестиционной привлекательности российских компаний и банков, говорит руководитель центра «Общественная дума», партнёр компании «Налоговик» Роман Терёхин. «Это принесёт убытки банкам и компаниям, но не сразу, ведь старые кредиты и выпуски ценных бумаг под санкции не попали, значит, есть время для того, чтобы найти новых инвесторов и кредиторов на других рынках, например на азиатском. Действующие проекты и сделки от санкций не должны пострадать, по крайней мере, большая часть из них уже должна иметь финансирование, поэтому запреты их не коснутся. А вот новые проекты окажутся под угрозой срыва или замораживания, пока не будет решён вопрос, где взять на них средства», — объяснил Терёхин АиФ.ru

Впрочем, эксперт не исключает, что такой манёвр может помочь российскому бизнесу и национальной экономике переориентироваться с внешних заимствований на внутренние, а также найти новые рынки капиталов.«В результате зависимость России от европейского капитала ослабнет, а значит, в будущем ЕС от своих же санкций пострадает намного больше, чем Россия», — подчёркивает эксперт.

Все введенные на сегодняшний день санкции запрещают начало новых отношений, а не пресечение старых, так что возможности для диалога пока присутствуют.

ЦБ и правительство уже начали оказывать поддержку российским банкам. Принято решение о докапитализации ВТБ и РСХБ на общую сумму 239 млрд рублей, т.е. почти 8 % фонда, а наблюдательный совет Сбербанка одобрил привлечение финансирования у регулятора. Ещё 19 банков также получат средства, но объём помощи пока не объявлен. Появилась информация о том, что ЦБ РФ расширит возможности рефинансирования, в частности, будет предоставлять займы под залог секъюритизированных в один пакет кредитов малому и среднему бизнесу. «В целом, я по-прежнему придерживаюсь мнения, что дальнейшей конфронтации всё-таки удастся избежать, а экономические потребности наконец-то возобладают над политическими. Все введённые на сегодняшний день санкции запрещают начало новых отношений, а не пресекают старые, так что возможности для диалога пока присутствуют», — говорит Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ».

Нефтяная блокада

Кроме ограничения доступа на европейский рынок капитала, российские нефтедобывающие компании ждёт невозможность получать услуги, необходимые для разработки глубоководных месторождений, арктических месторождений и добычи сланцевой нефти.

Последние годы структура запасов нефти в РФ ухудшается, становится всё больше труднодобываемых участков в Арктике и Восточной Сибири. Поэтому вопрос разработки «трудных» месторождений для отечественных компаний становится особо острым. Однако без помощи западных технологий работа на таких участках становится невозможной.

«В той же Западной Сибири добыча нефти с баженовской свиты более трудоёмкая, себестоимость добычи высокая и там нужны новые технологии бурения и гидроразрыва пластов. Мы всё это умеем делать, но американцы умеют это делать лучше. Плюс надо иметь в виду, что месторождения имеют свойство истощаться, и по мере истощения приходится применять вторичные методы добычи нефти, но мы не всегда обладаем технологиями для этого. В то же время в западном мире раньше начали добывать нефть, потому что у них она трудноизвлекаемая, и поэтому они наработали такие технологии», — пояснил АиФ.ru заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный.

По мнениюРомана Терёхина, санкции против российской нефтянки приведут к тому, что попавшие под европейское эмбарго компании испытают недостаток ресурсов и не смогут реализовать перспективные проекты, связанные с глубоководными, арктическими месторождениями и месторождениями на шельфе, а также понесут в этой связи убытки.

Во все времена сильные государства в условиях кризиса, а санкции это кризисная ситуация, становятся только сильнее.

«Если учесть, что в данные проекты уже были вложены средства, то такое положение дел означает отсутствие отдачи от вложений и потерю самих вложений. Вероятно, российские компании будут искать способы получить данные услуги от других исполнителей. Но даже если и получится это сделать, то это потребует новых расходов и заберёт много времени. В результате развитие нефтяной отрасли может замедлиться, а её показатели снизятся», — полагает Терёхин.

В свою очередь, Завальный убеждён, что в перспективе ближайших восьми – десяти лет нынешние санкции ЕС на нефтяную отрасль РФ влияния не окажут. По словам парламентария, у России есть время, чтобы преодолеть трудности и заняться развитием отечественного нефтесервиса.

«Раньше в отечественных технологиях не было потребности, можно было просто купить их и создать совместное предприятие с западными фирмами, чтобы заниматься добычей нефти. Если санкции будут длительными и мы озаботимся развитием отечественного сервиса, я думаю, мы преодолеем эту зависимость от Запада. Я не считаю, что эти санкции для нас фатальные, они будут развивать отечественную науку. <…> Возможно, будет задержка с разработкой месторождений, возможно, будут увеличены затраты. Когда берёшь готовое — это просто, другое дело, когда надо вкладывать деньги в разработку чего-либо. Я считаю, во все времена сильные государства в условиях кризиса, а санкции — это кризисная ситуация, становятся только сильнее. Это хороший стимул, толчок к тому, чтобы не попадать в большую зависимость от Запада, чтобы развивать свою науку, свой нефтесервис. У нас должно быть всё своё, нам зависимость от Запада не нужна», — рассуждает Завальный.

Россия: ответный удар

В ответ на расширенные ограничения Запада Россия может ввести второй пакет ответных мер, сообщил помощник президента Андрей Белоусов. Напомним, с 8 августа РФ запретила импорт сырья и продовольствия из стран, поддержавших санкции против РФ. Под ограничения попали говядина, свинина, молочная продукция, рыба, овощи и фрукты.

В этот раз, как заявил Белоусов, Москва может ввести эмбарго на поставки подержанных автомобилей и товаров лёгкой промышленности.

«У нас есть целый ряд несельскохозяйственных продуктов, где наши, прежде всего европейские, партнёры больше зависят от России, чем Россия от них. Это касается, например, завоза автомобилей, прежде всего подержанных автомобилей, это касается некоторых видов товаров лёгкой промышленности, где мы уже сами можем производить. Не всех, некоторых видов одежды», — приводит слова Белоусова РИА Новости.

По словам представителя президента, Минэкономразвития уже подготовило перечень товаров, импорт которых может быть запрещён. Помощник президента отметил, что ответные меры РФ на санкции Запада должны не навредить, а поддержать отечественных производителей и потребителей.

Ассиметричный ответ за ужесточение санкций против энергетического и финансового секторов РФ обещал и премьер-министр Дмитрий Медведев. В качестве одной из мер премьер предлагал закрытие воздушного пространства РФ для западных авиаперевозчиков.

«Будут ли новые санкции — нужно у них же спросить. Но если будут санкции, связанные с энергетикой, дальнейшие ограничения для нашего финансового сектора, нам придётся отвечать асимметрично», — заявил глава правительства в интервью газете «Ведомости».