«Вслед за некоторыми продуктовыми деликатесами от россиян "уедут" иностранные автомобили», — подобные панические заявления заполонили рунет после того, как стало известно, что правительство может рассмотреть возможность ввести дополнительные защитные меры в авиастроении, судостроении и автомобильной промышленности. Не пора ли бежать в автосалон, чтобы успеть приобрести иномарку? Разберёмся по пунктам.
Когда запретят иномарки?
Неизвестно. Более того, неизвестно даже, будет ли вообще реализован такой запрет. Пока не существует ни соответствующей законодательной инициативы, ни даже поручения правительству проработать этот вопрос. О возможном закрытии отечественного рынка для зарубежных автопроизводителей 7 августа упомянул Дмитрий Медведев. По его словам, такие шаги могут быть предприняты, если против России продолжат вводить необоснованные санкции. При этом премьер отметил, что надеется на прагматизм зарубежных партнёров, который возьмёт верх над «дурными политическими соображениями». Словом, дал понять, что вынужденные ответные меры энтузиазма в правительстве не вызывают. И будут тщательно обдуманы, чтобы не навредить самим себе.
Таким образом, все рассуждения о запрете иномарок пока что из области умозрительного. Это «оружие сдерживания» зарубежных партнёров. И весьма эффективное — по мнению аналитика «Инвест-кафе» Романа Гринченко, любая страна, имеющая автопроизводство, призадумается. «Вероятность такого сценария целиком зависит от "войны санкций". Если она будет продолжена, можно ожидать, что Россия пойдёт на серьёзные меры. Ограничение импорта автомобилей окажет уже значительный негативный эффект на экономику "недружественных" стран. Наш авторынок является одним из крупнейших в Европе, временами выходя на лидирующие позиции. Потерять его будет крайне болезненно», — заявил эксперт АиФ.ru
Каким образом может быть осуществлён запрет?
На сегодняшний день существует два предложения, сформулированных в ответ на заявление Дмитрия Медведева. Подчеркнём, что оба по сути являются частным мнением и не обсуждались в рабочем порядке. Первое озвучил на прошлой неделе зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству Вадим Соловьёв (КПРФ). По его мнению, запрет должен коснуться исключительно госслужащих: необходимо полностью исключить использование иномарок в качестве служебных автомобилей. Однако, как пояснил АиФ.ru первый зампред того же комитета Вячеслав Лысаков, предложение его коллеги запоздало, так как в июле уже был подписан запрет на закупку иностранной техники за государственный счёт. Это, кстати, никак не затрагивает частную жизнь граждан: те же чиновники смогут покупать иномарки в личную собственность.
Другое предложение в минувший вторник высказал первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев. Парламентарий считает возможным ограничить импорт иномарок в ценовом диапазоне до 800 тысяч рублей. Таким образом, по его мнению, достигаются сразу две цели: «уязвляются» страны, вводящие санкции против России, и оказывается поддержка отечественному автопрому, переживающему тяжёлые времена в связи с продолжающимся кризисом на рынке новых автомобилей.
«Если говорить об ответных шагах, которые возможно предпринять по отношению к автопроизводителям стран, поддержавших немотивированные санкции против России, то видится разумным "расчистить" именно сегмент малолитражек, — заявил Гутенев АиФ.ru — Сложившаяся кризисная ситуация на рынке приводит к тому, что отечественные производители, прежде всего АвтоВАЗ, теряют в объёмах продаж и несут убытки. Несмотря, к сожалению, на господдержку и усилия руководства завода по оптимизации штата сотрудников».
Вызванное кризисом сокращение рабочих мест на заводе запускает «эффект домино», продолжил Гутенев. Так как на одного человека, занятого в автопроизводстве, приходится восемь в смежных областях. Запрет импорта недорогих иномарок мог бы стать весомой антикризисной мерой, наряду с прямым финансированием. При этом автомобильные сегменты, в которых отечественный производитель не может составить конкуренции — классы бизнес и премиум, — затронуты не будут.
Какие бренды могут попасть под запрет, и как это скажется на рынке?
Если рассматривать предложение Владимира Гутенева в качестве рабочего варианта, то какого-то катастрофического потрясения потребитель не испытает. Большинство «народных» иномарок никуда не исчезнут: Ford, Chevrolet, Citroen, Skoda, Opel, Peugeot, Renault, Mazda и Volkswagen наладили сборку популярных моделей в России (всего на территории РФ производится 20 зарубежных автобрендов). Таким образом, на рынке они останутся. Но модельные ряды действительно поредеют: могут (если это будет принято) пропасть из продажи такие ходовые автомобили, как Mazda 2 и 3, почти вся линейка Citroen (кроме С4), Nissan Juke, Peugeot 107 и так далее — список длинный.
По мнению Романа Гринченко, это наверняка приведёт к росту цен, в том числе и на отечественные автомобили. Положительным моментом здесь является то, что зарубежные производители постараются как можно скорее локализовать производство «запрещённых» моделей. «Можно ожидать роста цен, который всегда возникает из-за ограничения предложения. Сложно спрогнозировать, насколько они поднимутся, но едва ли сильно. При этом зарубежные производители будут стремиться вернуться на наш рынок: процесс локализации "запрещённых" моделей будет ускорен. Так что в перспективе мы даже выигрываем от такого запрета: появится большое количество новых рабочих мест, вырастут налоговые отчисления в бюджет», — заключил он.
Кроме того, нельзя забывать, что предполагаемые санкции не затронут корейские марки: такие бестселлеры, как KIA Rio и Ceed, Hyundai Solaris и I30, останутся на рынке. Освободившиеся ниши постараются занять и расторопные китайские автопроизводители: Geely, Great Wall. Словом, монополии АвтоВАЗа в бюджетном сегменте не только не предвидится, но и, пожалуй, можно ещё ожидать ужесточения конкуренции.
Стоит ли опасаться полного исчезновения иномарок?
Может так статься, что пикировка санкциями зайдёт настолько далеко, что постепенно под запретом в России окажутся все иностранные автобренды? Нет, это невозможно. Дело в том, что международная интеграция бизнеса привела к тому, что сам термин «иномарка» стал достаточно расплывчатым. Если разобраться, то и автомобили Lada являются иномарками, так как контроль над АвтоВАЗом принадлежит концерну Renault-Nissan. Другой пример: недавно возрождённая марка Datsun. Формально она японская, но автомобили будут собираться в России на платформе Lada Kalina. А как быть с американской «по документам», но разработанной и производящейся у нас Chevrolet Niva? Словом, сама попытка «отделить агнцев от козлищ» быстро заводит в тупик. Таким образом — и эта логика чётко прослеживается как в недавних предложениях, так и в июльском запрете, — иномаркой может считаться только автомобиль, произведённый за границей. Только на такие машины возможно распространить какие-либо санкции.
Что же касается «отечественных иномарок», то волноваться по поводу их выдворения нет причин. Наоборот, налицо кровная экономическая заинтересованность в присутствии зарубежного автопроизводства. Год от года Федеральная таможенная служба рапортует о «недоборе» миллиардов рублей за импорт легковых автомобилей: крупные зарубежные бренды давно поняли, что локализовать производство в России выгоднее, чем платить пошлины. С 2006 года, когда были обнулены ставки на компоненты, предназначенные для промсборки, количество произведённых в России иномарок возросло с 57,7 тысяч до 1,39 миллиона штук. Это десятки новых заводских площадок и десятки тысяч возникших рабочих мест.
Причём речь идёт не только о пресловутой «отвёрточной сборке», хотя и она приносит налоговую выгоду. Стремясь минимизировать свои расходы, автопроизводители вынуждены делиться передовыми технологиями. Так, в 2011 году отечественными металлургами был освоен выпуск высококачественных суперпластичных сталей, которые идут на изготовление кузовных панелей. Ведь штамповать кузов в России гораздо дешевле, чем везти его из-за границы. То же самое касается стекла: сотрудничая с «Фордом», Борский завод получил европейский сертификат качества, и сегодня «остекляет» 80 % локализованных иномарок, а также поставляет продукцию за рубеж. О развитии местного производства пластика, резины, тканей для обивки салона и прочей мелочёвки можно не упоминать. А чтобы наладить работу конвейера, зарубежным производителям приходится открывать учебные центры на местах и готовить квалифицированные кадры. Словом, от настолько выгодного сотрудничества невозможно просто отмахнуться, как от пармезана.