«Газпрому» предложено поставлять газ в Европу в обход Украины. Соответствующий запрос в адрес главы российского газового монополиста направил зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев, пишет газета «Известия».
«В последнее время количество обращений избирателей в комитет, связанный с российско-украинскими газовыми отношениями, резко возросло», — говорится в письме Гутенева.
Парламентарий хочет получить информацию о законности реверсных поставок российского топлива из стран ЕС на Украину. Гутенев предлагает обсудить «целесообразность ограничения или прекращения поставок по украинскому маршруту».
«Пока ответ от "Газпрома" не получен, а информация о реэкспорте российского газа европейскими покупателями на Украину подтверждается, считаю, что мы должны обсудить целесообразность ограничения или прекращения поставок по украинскому маршруту», — отметил парламентарий.
По его мнению, для обеспечения газом европейских потребителей могут быть зарезервированы и незадействованные мощности «Северного потока».
«Если европейцам газ нужен — они как потребители не могут диктовать, как они хотят его получать. Думаю, что предлагаемые меры смогут серьёзно мотивировать европейских партнёров к реализации проекта "Южный поток"», — добавил депутат.
Газовые споры
Газовые противоречия между Россией, Украиной и Евросоюзом имеют довольно богатую историю — начались они сразу после развала СССР. Сложность ситуации заключается в том, что все три участника «газовых распрей» находятся в одной лодке: РФ имеет газ и хочет его продавать, Евросоюз хочет его покупать, а Украина одновременно является и транзитером, и потребителем топлива.
Последние десятилетия между Москвой и Киевом идёт бесконечный спор о цене топлива — в ответ на нежелание украинских властей платить по контрактным ценам РФ прекращает поставки топлива и вводит режим предоплаты, а Украина, пользуясь своим транзитным положением, может отбирать газ из зарубежных поставок и грозит перекрыть транзит, тем самым нарушив энергобезопасность Европы. Споры о цене происходили так часто и с участием такого количества украинских политиков, что вспомнить, когда этого не было, довольно трудно.
Затянувшиеся разногласия привели к логичному решению РФ уменьшить давление со стороны Киева путём строительства газопроводов «Северный поток» и «Южный поток», способных удовлетворить потребности европейских потребителей без помощи Украины. При условии реализации этих проектов (вместе с поставками через территорию Белоруссии) РФ может свести к нулю зависимость от украинского транзита.
В том, что зависимость Москвы от Киева сойдёт на нет, безусловно, есть плюс. Но у этой медали имеется и обратная сторона — существуют минусы, которые усложняют как строительство, так и использование трубопроводов.
Во-первых, создание газопроводов — удовольствие недешёвое. Во-вторых, физика поставок газа такова, что качать газ по морским участкам (а у обоих «потоков» довольно большие морские участки) намного дороже, чем по сухопутным маршрутам. «Связано это со следующим: чтобы газ шёл по трубе, его необходимо перекачивать, для этого существуют газоперекачивающие станции, которые, кстати, тоже работают на газе. Пока сибирский газ доходит до Германии, примерно четверть этого газа сгорает в компрессорах газоперекачивающих станций. Обычно эти станции стоят на расстоянии 100–150 километров друг от друга. Если речь идёт о "Северном потоке" или "Южном потоке", по которым газ проходит под водой, то надо понимать, что под водой поставить такую станцию невозможно. И для того, чтобы газ шёл, приходится поднимать давление, а поднятие давления приводит к таким последствиям, как рост потерь на трение газа. Газ, когда идёт по трубе, трётся о стены, и чем выше давление, тем сильнее трение», — объяснил АиФ.ru управляющий директор ГК «Алор» Сергей Хестанов.
Если бы Украина «вела себя хорошо», то никакой нужды строить обходные газопроводы не было бы. Но Киев регулярно не согласен с ценами на топливо, отбирает газ, предназначенный для европейских стран, и даже принимает законы, позволяющие перекрыть транзит российских энергоресурсов через территорию Украины.
Недоделанные потоки
Выполнение плана по экспорту российского топлива в ЕС через «Южный поток» и «Северный поток» усложняют противоречия между Москвой и Брюсселем по Третьему энергетическому пакету (ТЭП). Это правило, действующее в Евросоюзе, требует, чтобы поставщик и транспортёр топлива были разными. Проще говоря, если компания добывает газ, она не вправе быть транспортировщиком и продавцом топлива. Одно из положений ТЭП предусматривает то, что половина газотранспортных мощностей должна быть зарезервирована под нужды независимых поставщиков.
Небольшой газопровод «Опал», который соединяет «Северный поток» с газотранспортной системой Германии, на полной мощности не используется. Они зарезервированы для независимых поставщиков, но никаких независимых поставщиков на этом участке нет, и им там взяться неоткуда.
«Именно из-за этого в полную силу не работает "Северный поток". Небольшой газопровод "Опал", который соединяет "Северный поток" с газотранспортной системой Германии, на полной мощности не используется. Он зарезервирован для независимых поставщиков, но никаких независимых поставщиков на этом участке нет, и им там взяться неоткуда. Такое решение вынуждает нас эксплуатировать Северный поток, грубо говоря, на половину мощности», — рассказывает Хестанов.
Третий энергопакет стал камнем преткновения и для «Южного потока», который должен пройти через Болгарию, Сербию, Венгрию, Словению и заканчивается в Италии с отводами в Хорватию, и обеспечить российским топливом страны Южной и Центральной Европы. Согласно первоначальным планам, первый газ по трубопроводу будет поставлен в 2015 году, а в 2018 году объект выйдет на проектную мощность в 63 млрд кубометров/год, тем самым сведя к нулю роль Украины как транзитёра топлива в Евросоюз. Сейчас работы по «Южному потоку» приостановлены.
Брюссель требует, чтобы половина мощностей трубопровода была отдана независимым поставщикам. Российская сторона на такие уступки идти не собирается, и под этим предлогом ЕС заморозил работы по строительству «Южного потока». Кроме того, противостояние по «Южному потоку» усиливается на фоне политической конъюнктуры.
Вероятность того, что ЕС откажется от Третьего энергопакета применительно к нашему газопроводу, к сожалению, очень невелика. Острота политической риторики не позволит ЕС делать рациональный выбор
«По "Южному потоку" всё уперлось в политику. Технически его построить несложно, часть подготовительных работ уже проведена, но Третий Энергопакет, который позволяет резервировать часть мощностей для независимых поставщиков, сильно мешает. Вероятность того, что ЕС откажется от ТЭП применительно к нашему газопроводу, к сожалению, очень невелика. Острота политической риторики не позволит ЕС делать рациональный выбор. <...> Было бы понятно упорство Брюсселя, если бы там были хоть какие-то независимые поставщики, но на трассе "Южного потока" их нет. Дискуссия настолько острая, она зашла в такую плоскость, что мы проявляем жёсткость, и в ответ на это они проявляют жёсткость. Если бы риторика была более мягкой с обеих сторон, скорее всего, был бы найден компромисс», — рассуждает Хестанов.
Без выведенного на полную мощность «Северного потока» и построенного «Южного потока» Россия не сможет обеспечить Европу газом в обход Украины.