На идеально овальном клочке земли размером с Красную площадь уместились соборы, церкви, колокольни, причал, речной вокзал, посёлок, монастыри и монастырские стены. А ещё - покой и умиротворение.
Уездный островок
Внутреннее обаяние этого удалённого от цивилизации места проступает уже в дороге - в медленном течении широкой и полноводной реки. От речного вокзала в Казани до острова ходят теплоходы обычного советского типа. 30 км они преодолевают за 2 часа. За это время вы увидите Волгу - и её простор выдует из головы все лишние мысли. По пути теплоход швартуется к десятку деревянных причалов, доставляя казанских дачников к их фазендам. Конечная остановка - в устье, где река Свияга сливается с Волгой. Здесь и затерялся Свияжск - остров уединения. Купола его церквей и колокольни видны уже с воды. Шаг с трапа на причал - и вы в ином мире.
Остров невелик - почти из любой его точки открывается вид на реку. В длину вытянулся на 2 км, максимальная ширина - около 1,5 км. Кругом раздолье. С Волги веет ветерок, пахнет свежестью, дорожной пылью, огородами. На тихих и почти безлюдных улицах пасутся козы и овцы. Посёлок будто бы уснул в безвременье: обветшалые дома из некрашеных, потемневших брёвен, белые стены храмов и монастырей, старая кладка красного кирпича, поросшие бурьяном руины - это Свияжск. Как говорится в туристических буклетах, один из классических уездных городков, которых до революции в России были тысячи. С тех пор тут не изменилось почти ничего: не были построены современные дома или заводы, до недавнего времени вообще не появлялись автомобили (так как ездить было некуда), и даже названия улиц сохранились со времён царизма: Успенская, Троицкая, Соборная, переулок Монастырский, спуск Тайницкий и т. д.
Но островом Свияжск был не всегда - он оказался окружённым водой только в 1957 г., после наполнения Куйбышевского водохранилища в среднем течении Волги близ Тольятти. Остров-град не ушёл на дно, в отличие от града Китежа. Но история у него была почти такой же легендарной.
«Секретный» лик царя
По иронии судьбы, Свияжск, оказавшийся в итоге «на плаву», в 1551 г. приплыл в устье Свияги своим ходом. Предыстория такова: отступая от Казани во время похода, Иван Грозный остановился на правом берегу Волги и выбрал там стратегически идеальное место для постройки крепости. Царь приказал создать настоящий город с деревянными стенами, башнями и воротами. Крепость всего за 4 недели срубили в Угличе, затем разобрали, разметили и на плотах вместе с воинскими людьми и артиллерией сплавили вниз по реке - «Казань воевать». Воины Грозного очистили от леса вершину холма под названием Крутой и на этой вырубке заново собрали бревенчатую цитадель, размерами превосходящую тогдашний Московский Кремль. Там разместили гарнизон, а само укрепление назвали Ивангородом - однако имя не прижилось. А спустя год Свияжск стал базой русских войск при осаде Казани.
Сегодня приезжающих встречают два условных входа в «чудо-град»: красивые деревянные врата для паломников и вход попроще для остальных посетителей. Рядом местные продают на лотках только что выловленную рыбу и свежую редиску с огурцами и помидорами. Главная достопримечательность Свияжска - два монастыря, мужской Успенско-Богородицкий и женский Иоанно-Предтеченский. Оба хорошо видны с правого берега Свияги, на котором находится известный горнолыжный комплекс «Казань». Женский монастырь ныне упразднён, а его постройки переданы мужскому.
Самая старая из местных церквей, Троицкая, - древнейшее здание Свияжска и реликвия российского деревянного зодчества. Ровесница города, она приплыла сюда в разобранном виде из Углича. Это последняя уцелевшая часть Свияжской крепости - единственное, что сохранилось со времён Ивана Грозного.
Мой гид, сотрудник местного музея, приводит меня под своды других храмов - церкви Св. Константина и Елены 17-го века и Собора Успения Богородицы, построенного в 1560 г. Его главная ценность - не архитектура, а сохранившиеся настенные фрески. Они покрывают всю поверхность внутренних стен храма и написаны мастерами при жизни русского царя. Например, лик самого Ивана IV, который правда, видеть можно не всем, поскольку он находится в алтарной части. Зато на одной из колонн собора есть уникальная фреска с неканоническим изображением мученика Христофора с лошадиной головой - единственная в России. По легенде, этот праведник обладал необычайной красотой, из-за чего постоянно подвергался искушениям. В конце концов, он попросил Бога сделать его безобразным - и просьба была выполнена.
Монастырские соборы возводили плотники Яковлев и Иван Ширяй - вероятные авторы Собора Василия Блаженного на Красной площади. Когда-то в Свияжске было множество церквей, и звон колоколов, рассказывают, производил незабываемое впечатление на проплывающих по Волге. В последние годы на острове наблюдается пришествие монахов: насельники в перерывах между молитвами переделывают под кельи заброшенные помещения, пекут хлеб, рыбачат и трудятся в огороде.
Памятник Иуде
Каждому, кто прибывает на остров, рассказывают удивительную легенду про памятник Иуде - о событиях тех дней Гражданской войны, когда в Свияжске располагалась ставка Льва Троцкого (дом в котором он жил, сохранился и поныне). В 1918-м «демон революции» замышлял второй поход на Казань, обеспокоенный тем, что белочехи вывезут оттуда в Сибирь золотой запас Российской империи. Троцкий, прибывший на «военно-передвижном фронтовом литературном бронепоезде имени Ленина» вместе с писателями Всеволодом Вишневским и Демьяном Бедным, якобы привез с собой образец монументальной пропаганды - скульптуру атеиста всех времён и народов Иуды Искариота, которую торжественно установили на намоленном острове первым в Стране Советов (Иуда-2 был установлен в Тамбове). Очевидцы описывают это событие так: «Под звуки военного оркестра с гипсового изваяния сдёрнули чехол, и народ охнул, увидев неказистого истукана в рубище, с искажённым гримасой лицом и кулаком, простёртым к небу…». Скульптура простояла недолго, а впоследствии была заменена головой вождя мирового пролетариата.
А в глубине острова есть дом, где сердобольная свияжка выхаживала раненого командира пятой армии Иосипа Броз Тито. Как говорят, он успел здесь жениться и родить сына, которого не забывал всю жизнь. Дом этот смотрит окнами на ту самую деревянную Троицкую церковь.
«Прянишный» город
Сейчас на острове живут около 250 островитян. Раньше два раза в год - поздней осенью и ранней весной - городок уходил в спячку. Во время становления льда и его вскрытия связь с «большой землей» прерывалась, а местное население запасалось продуктами и пережидало распутицу. В 2005 г. Свияжск связали с берегом дамбой, по которой проходит шоссе. Так что сюда можно и доехать на машине. Правда, дорога до дамбы разбита - крутые склоны, полно ухабов и кочек.
Однако, это не значит, что Свияжск перестал быть островом: дамба рассечена каналом, через который проложен мост. В по-русски безалаберном и неустроенном островном посёлке есть школа, почта, аптека, гостиница и сельмаг. Недавно построили здание речного вокзала с кафе и автобусной стоянкой.
В туристический сезон свияжские женщины торгуют там сувенирами, а мужики ловят рыбу в Свияге, на территории одноимённого природного заказника, а потом сбывают её приезжающим. Это считается браконьерством, но другого дохода у местного населения нет. В апреле, в день памяти Шаляпина, на острове проводится фестиваль духовной музыки, а в июле - турнир Татарстана по стрельбе из лука и арбалета.
Где-нибудь в Швейцарии, Австрии или Хорватии такой уникальный «прянишный» городок мог бы стать настоящим экскурсионным бриллиантом - украшением туристической короны страны. А на бескрайних просторах русской Волги он раскрывает свои, к сожалению, достаточно обветшалые чудеса только тем, кто до него доберётся. А удаётся это немногим.
Из «АиФ. Без границ» № 42